МОСКВА (Маркет Репорт) -- Правительство внесло в Госдуму законопроект, упрощающий процедуру подтверждения права на нулевой НДС при экспорте товаров, сообщил Коммерсант.
В частности, правки в ст. 165 Налогового кодекса предусматривают отмену требования о наличии отметок таможенных органов для документального подтверждения права на нулевую ставку налога. Речь идет о вывозе товаров морскими и речными судами. Эта мера является частью "дорожной карты" правительства по трансформации делового климата в части упрощения процедур экспорта. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, изменения потребуют издания приказа ФТС и ФНС "Об утверждении порядка обмена между ФТС России и ФНС России в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия".
В настоящее время для подтверждения права на нулевой НДС при экспорте требуются отметки на бумажных товаросопроводительных документах (подтверждение вывоза товара с указанием мест разгрузки или погрузки). В частности, необходимо предоставить копию поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа.
Сейчас главным целевым ориентиром по удобству таможенного оформления является показатель "Время прохождения административных процедур при взаимодействии с госорганами при экспорте". Этот показатель был разработан Минэкономики после появления претензий, возникших у ФТС и ФНС к критериям блока "Международная торговля" рейтинга Всемирного банка Doing Business (в 2019 году Россия занимала по этому блоку критериев лишь 99-е место). Плановый показатель времени оформления на 2021 год составляет 59 часов, на 2022-й 50 часов, а к 2030 году он должен сократиться до 40 часов.
По оценке Всемирного банка (для нее в качестве модельной поставки был взят импорт запчастей из Германии и экспорт стали в Италию), на экспорт в случае России затрачивается 91 час, на импорт - 73 часа (это данные 2019 года, обновление рейтинга приостановлено из-за пересмотра методологии).
Внешне же технические правки НК являются достаточно принципиальными для бизнеса. Как пояснил Коммерсанту председатель совета директоров АО "Совфрахт" (транспортный холдинг, осуществляющий в том числе морские и речные перевозки грузов) Дмитрий Пурим, предложенные изменения затронут всех экспортеров - как производителей товаров, так и перевозчиков.
По его оценке, в 10% случаев документы, которые предприниматели подают в ФНС для подтверждения права на нулевой НДС, налоговая может не принять. В частности, из-за недостаточно четкой печати ФТС, подтверждающей факт экспорта.
В результате процесс возврата из бюджета НДС, который бизнес заплатил подрядчикам и субподрядчикам, затягивается, у компаний возникает кассовый разрыв, который покрывается в том числе заемным финансированием. В результате, по словам Дмитрия Пурима, "бумажная волокита влияет на себестоимость продукции и снижает конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке".
Как отмечает директор таможенного департамента компании VIG Trans Джамал Давиташвили, вся необходимая госорганам информация о движении грузов уже сейчас включается в электронную декларацию, поэтому предложенные изменения позволят отказаться от дублирования данных на бумажных носителях.
Ранее отмечалось, что стоимость морских перевозок достигла в конце июля текущего года пятилетнего максимума. Так, мировой контейнерный индекс (WCI, World Container Index), публикуемый международным аналитическим агентством Drewry, по состоянию на 29 июля составил USD9 330 за перевозку стандартного 40-футового контейнера (FEU), что является максимальным значением индекса как минимум за последние пять лет и на 368% выше, чем в июле прошлого года. Причем темп роста ускорился - всего за неделю с 22 по 29 июля WCI прибавил 4%.
Также сообщалось, что в июне ЗапСибНефтехим (входит в структуру СИБУРа), крупнейший в РФ завод по производству полимеров, начал поставлять продукцию в Латинскую Америку, Юго-Восточная Азия (ЮВА), Африку и ЮАР. Отмечается, что рыночные факторы и конъюнктура на мировом рынке начала 2021 года, привлекшие к дефициту полимеров в разных регионах, способствовали расширению географии продаж ЗапСибНефтехима. Также, продукция комплекса поставляется по всей России, в страны СНГ и Европы, Турцию и Китай.
Согласно СканПласту компании Маркет Репорт, расчетное потребление ПЭ в России составило по итогам первого полугодия 2021 года 1 176,86 тыс. тонн, что на 5% больше показателя за аналогичный период годом ранее. Снизились поставки исключительно полиэтилена высокого давления (ПВД). Вместе с тем, поставки ПП на российский рынок по итогам первых шести месяцев текущего года составили 727,16 тыс. тонн, что на 31% больше показателя годом ранее. Выросли поставки гомополимера пропилена (ПП-гомо) и блок-сополимера пропилена (ПП-блок). Предложение литьевого стат-сополимера пропилена (ПП-рандом) сократилось.
MRC