МОСКВА (Маркет Репорт) -- Минпромторг опубликовал проект изменений в постановлении правительства об утильсборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов, которые могут вступить в силу с 2018 года. Согласно документу, максимально повышается сбор по новым седельным тягачам, сообщил "Коммерсант" со ссылкой на портал regulation.gov.ru.
Для таких грузовиков массой 12-20 тонн он может вырасти на 40%, до 510 тыс. руб., массой 20-50 тонн - также на 40%, до 1,01 млн руб. Рост сбора на самосвалы составит 20%, до 862,5 тыс. руб., на автобетоносмесители - 20%, до 891 тыс. руб. Средняя индексация сбора в грузовом сегменте достигнет 17%, по остальным видам техники - около 15%, говорится в пояснительной записке.
Утилизационный сбор считается преградой от импорта. Он был введен в 2012 году для импортеров, но из-за требований ВТО в 2014 году стал взиматься и с производителей РФ. Российские игроки в итоге получают так называемые промышленные субсидии, которые в отрасли воспринимают как неофициальную компенсацию утильсбора. В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%: по официальной версии, потому что с 2012 года в среднем в 1,5 раза выросла таможенная стоимость импорта.
Собеседники издания подчеркивали: индексация связана в первую очередь с тем, что по условиям вступления РФ в ВТО с каждым годом импортные пошлины снижаются и рост утильсбора нужен для сохранения таможенного барьера.
Особый подход к новой индексации сбора в грузовом сегменте обусловлен высокой вариативностью техники, сообщается в пояснительной записке Минпромторга: "Отличия прослеживаются по конструктивным особенностям, технологии утилизации, а также по динамике импорта". В записке приводится в пример рост импорта седельных тягачей за январь-август на 310% по новой технике и на 788% - по подержанной. Поэтому индексация утильсбора на эти категории наибольшая. Более подробно в Минпромторге свои мотивы объяснять не стали, в Минэкономики документа пока не видели.
В автопроме поддерживают борьбу с подержанной техникой и повышение для нее утильсбора, но считают, что по новой технике индексация завышена. Источник "Коммерсанта" в отрасли говорит об "очевидном лобби КамАЗа": "Ситуация похожа на отчаянную попытку удержать долю рынка". Собеседник издания в иностранном автоконцерне поясняет, что после укрепления рубля продажи российских тягачей резко пошли вниз. В КамАЗе не раскрыли динамику продаж тягачей и рост сбора не комментируют.
Источник "Коммерсанта" в российском автопроме подтверждает, что "импорт заполонил рынок из-за снижения рублевых цен и пошлин, низкого утильсбора и трансфертного ценообразования у иностранных брендов". Фактически сбор в цене импортного тягача сейчас составляет всего 2-3%, уверяет он. По словам собеседника издания, за январь-сентябрь импорт новых грузовиков вырос на 350%, а подержанных - на 780%. В то же время он отмечает, что есть и положительный момент: рост импорта говорит об оживлении деловой активности.
По данным "Автостат Инфо", за январь-сентябрь рынок грузовиков в целом вырос на 47,5%, до 51,9 тыс. машин. Аналитики отмечали: драйвером стал сегмент иномарок, выросший на 122%, до 22,8 тыс. штук. Сегмент российских брендов на рынке вырос на 17%, до 29,2 тыс. машин.
Как сообщала компания Маркет Репорт, КАМАЗ, крупнейший российский производитель грузовых автомобилей, по итогам 2016 года нарастил свою долю на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн (данные по регистрациям автотехники) на 5% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, доля КАМАЗа в прошлом году составила 56%, в то время как в 2015 году этот показатель находился на уровне 51%.
Также отмечалось, что КАМАЗ планирует в течение пяти лет утроить экспорт, половина поставок придется на грузовики нового модельного ряда. В 2016 году за рубеж было поставлено 6 тыс. 220 КАМАЗов (рост на 10% по сравнению с 2015 годом, доля экспорта в продажах - 18%) и примерно столько же планируется поставить в 2017 году. Получается, экспорт может вырасти примерно до 18-19 тыс. машин. Так много КАМАЗ в последние 10 лет не поставлял.
MRC