Минпромторг намерен увеличить утильсбор для тягачей на 40%

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Минпромторг опубликовал проект изменений в постановлении правительства об утильсборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов, которые могут вступить в силу с 2018 года. Согласно документу, максимально повышается сбор по новым седельным тягачам, сообщил "Коммерсант" со ссылкой на портал regulation.gov.ru.

Для таких грузовиков массой 12-20 тонн он может вырасти на 40%, до 510 тыс. руб., массой 20-50 тонн - также на 40%, до 1,01 млн руб. Рост сбора на самосвалы составит 20%, до 862,5 тыс. руб., на автобетоносмесители - 20%, до 891 тыс. руб. Средняя индексация сбора в грузовом сегменте достигнет 17%, по остальным видам техники - около 15%, говорится в пояснительной записке.

Утилизационный сбор считается преградой от импорта. Он был введен в 2012 году для импортеров, но из-за требований ВТО в 2014 году стал взиматься и с производителей РФ. Российские игроки в итоге получают так называемые промышленные субсидии, которые в отрасли воспринимают как неофициальную компенсацию утильсбора. В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%: по официальной версии, потому что с 2012 года в среднем в 1,5 раза выросла таможенная стоимость импорта.

Собеседники издания подчеркивали: индексация связана в первую очередь с тем, что по условиям вступления РФ в ВТО с каждым годом импортные пошлины снижаются и рост утильсбора нужен для сохранения таможенного барьера.

Особый подход к новой индексации сбора в грузовом сегменте обусловлен высокой вариативностью техники, сообщается в пояснительной записке Минпромторга: "Отличия прослеживаются по конструктивным особенностям, технологии утилизации, а также по динамике импорта". В записке приводится в пример рост импорта седельных тягачей за январь-август на 310% по новой технике и на 788% - по подержанной. Поэтому индексация утильсбора на эти категории наибольшая. Более подробно в Минпромторге свои мотивы объяснять не стали, в Минэкономики документа пока не видели.

В автопроме поддерживают борьбу с подержанной техникой и повышение для нее утильсбора, но считают, что по новой технике индексация завышена. Источник "Коммерсанта" в отрасли говорит об "очевидном лобби КамАЗа": "Ситуация похожа на отчаянную попытку удержать долю рынка". Собеседник издания в иностранном автоконцерне поясняет, что после укрепления рубля продажи российских тягачей резко пошли вниз. В КамАЗе не раскрыли динамику продаж тягачей и рост сбора не комментируют.

Источник "Коммерсанта" в российском автопроме подтверждает, что "импорт заполонил рынок из-за снижения рублевых цен и пошлин, низкого утильсбора и трансфертного ценообразования у иностранных брендов". Фактически сбор в цене импортного тягача сейчас составляет всего 2-3%, уверяет он. По словам собеседника издания, за январь-сентябрь импорт новых грузовиков вырос на 350%, а подержанных - на 780%. В то же время он отмечает, что есть и положительный момент: рост импорта говорит об оживлении деловой активности.

По данным "Автостат Инфо", за январь-сентябрь рынок грузовиков в целом вырос на 47,5%, до 51,9 тыс. машин. Аналитики отмечали: драйвером стал сегмент иномарок, выросший на 122%, до 22,8 тыс. штук. Сегмент российских брендов на рынке вырос на 17%, до 29,2 тыс. машин.

Как сообщала компания Маркет Репорт, КАМАЗ, крупнейший российский производитель грузовых автомобилей, по итогам 2016 года нарастил свою долю на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн (данные по регистрациям автотехники) на 5% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, доля КАМАЗа в прошлом году составила 56%, в то время как в 2015 году этот показатель находился на уровне 51%.

Также отмечалось, что КАМАЗ планирует в течение пяти лет утроить экспорт, половина поставок придется на грузовики нового модельного ряда. В 2016 году за рубеж было поставлено 6 тыс. 220 КАМАЗов (рост на 10% по сравнению с 2015 годом, доля экспорта в продажах - 18%) и примерно столько же планируется поставить в 2017 году. Получается, экспорт может вырасти примерно до 18-19 тыс. машин. Так много КАМАЗ в последние 10 лет не поставлял.
MRC

Российский бизнес сокращает инвестиции в производство

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Инвестиционные планы российского бизнеса впервые с начала года "ушли в минус": на рынке больше предприятий, планирующих снизить инвестиции в производство, чем тех, которые намерены их нарастить, - 25% против 21%, сообщили Ведомости со ссылкой на данные октябрьского опроса лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара.

Месяц назад соотношение было в пользу инвестиций - 22% против 26%.

Бурный рост инвестиционного оптимизма, во втором квартале достигший пятилетнего максимума, сошел на нет, замечает заведующий лабораторией Сергей Цухло: компании почувствовали, что выход из кризиса замедляется, их беспокоит неясная экономическая ситуация. К началу четвертого квартала доля предпринимателей, не уверенных в ней, увеличилась до 33% с 25% в начале года.

Предприятия выводят деньги из производственного оборота и кладут на срочные депозиты, которые за год к 1 сентября выросли на 9%, пишет руководитель направления ЦМАКПа Олег Солнцев в заключении на проект основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ. Депозиты юрлиц сроком до месяца действительно растут, подтверждает член правления Райффайзенбанка Никита Патрахин. А вот увеличивать кредиты компании не стремятся: их кредитный портфель сократился на 0,7% с учетом валютной переоценки, отмечает О.Солнцев. Даже с учетом размещения облигаций совокупный портфель займов стагнирует, в то время как кредиты населению растут, добавляет он.

Опросы ЦБ и РСПП показывают, что кредит становится доступнее, замечает О.Солнцев, казалось бы, проблемы нет. Но предприятия не увеличивают кредит - гасят старые и взамен берут новые, констатирует Н.Патрахин. Конкуренция за корпоративных заемщиков очень высокая - ставки падают быстрее, чем ключевая, банки улучшают сервис, но это не помогает, признает он: компании не ждут роста спроса и не планируют инвестиций, предпочитая им короткие депозиты.

Кредитная нагрузка группы НЛМК на рекордно низком уровне, рассказывает ее представитель, новые кредиты привлекаются на рефинансирование текущей задолженности. Так, Северсталь активно инвестирует в производство, но держит и серьезную денежную подушку на банковских счетах, отмечает представитель компании. Занимает компания практически полностью в облигациях - в феврале разместила евробонды на USD500 млн и конвертируемые облигации на USD250 млн. В следующем году Северсталь, по словам ее представителя, планирует несколько расширить инвестпрограмму. Инвестиции в этом году будут чуть меньше, чем в предыдущие, говорит представитель "Фосагро".

Минэкономразвития рассчитывает, что рост инвестиций в основной капитал ускорится с 4,1% в этом году до 5,7% в 2020-м году. Но эти надежды необоснованны, комментировали аудиторы Счетной палаты проект федерального бюджета 2018–2020 годы: частный бизнес предпочитает финансовые вложения инвестициям в производство - в прошлом году вложения превысили инвестиции в основной капитал почти в 10 раз. Не факт, что бизнес инвестирует эти деньги и сейчас, писала Счетная палата: в 2015–2016 годах его прибыль выросла, а инвестиции сократились.

Готовность компаний инвестировать очень зависима от настроений, ожиданий и неопределенности, говорит экономист "ВТБ капитала" Александр Исаков: потенциал для роста инвестиций на 4-5% есть, но обеспечат его крупные компании, лидирующие в своих отраслях. Мотивацию бизнес потерял еще в 2015 году и с тех пор она не вернулась, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович - у многих предприятий инвестиционный цикл - 7–8 лет, но при таких геополитических рисках, в том числе санкций, планировать можно в лучшем случае на два года вперед. Лишь 13–15% благополучных предприятий активно инвестируют, продолжает Г.Остапкович.

Промышленное производство сильно выросло во втором квартале - на 3,8%, но затем стало замедляться и в сентябре выросло лишь на 0,9% в годовом выражении, а по отношению к августу снизилось на 0,4%, сообщал Росстат. В третьем квартале росли лишь отдельные отрасли, такие как сельское хозяйство и строительство, говорит О.Солнцев, но строительство просто начало "вылезать из ямы" позже других, и уже в третьем квартале его рост остановился.

Как сообщала компания Маркет Репорт, ВВП России в первом полугодии 2017 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5%, согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Эта оценка оказалась несколько ниже расчетов Минэкономразвития, которое оценивало рост в первом полугодии 2017 года на 1,7%. В первом же полугодии 2016 года ВВП РФ снизился на 0,5%, в целом, за 2016 год снижение составило 0,2%.
MRC

Чистая прибыль Bayer за 9 месяцев выросла в 1,7 раза

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Чистая прибыль немецкого химико-фармацевтического концерна Bayer AG за девять месяцев 2017 года увеличилась в 1,7 раза в годовом выражении и составила EUR7,188 млрд, говорится в отчетности компании.

Прибыль компании в пересчете на одну акцию составила EUR8,24 против EUR4,93 за отчетный период прошлого года. Объем продаж компании вырос на 1,1% — до EUR26,42 млрд.

Чистая квартальная прибыль концерна составила EUR3,88 млрд, что в 3,2 раза больше показателя за третий квартал 2016 года. Прибыль на акцию составила EUR4,45 против EUR1,43 в 2015 году. Объем продаж при этом сократился на 2,8%, составив EUR8,03 млрд. Эксперты ожидали показатель на уровне EUR8,39 млрд.

Компания добавляет, что ожидает закрытия сделки по покупке американской биотехнологической компании Monsanto в начале 2018 года, и для этого продолжает тесно сотрудничать с властями.

Bayer собирается приобрести Monsanto за USD66 млрд. Закрытие сделки изначально ожидалось к концу текущего года. В сентябре Bayer подал заявку о продлении срока рассмотрения сделки ЕК до 22 января 2018 года.

Как сообщала Маркет Репорт ранее, германские концерн BASF выкупит значительная часть сельскохозяйственных активов Bayer за EUR5,9 млрд (примерно USD7 млрд).

Концерн Bayer AG, основанный в 1863 году, представляет свыше 300 компаний в разных странах, спектр продуктов насчитывает около пяти тысяч наименований в сфере здравоохранения, средств защиты растений и высокотехнологичных материалов.
MRC

Контрактная цена бутадиена в Европе на ноябрьские поставки упала на EUR100 за тонну

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Контрактная цена бутадиена в Европе на ноябрьские поставки была согласована на EUR100 за тонну ниже по сравнению с октябрьской ценой, в четверг сообщили ICIS несколько участников контрактного рынка.

Таким образом, в ноябре контрактные поставки данного материала на европейский рынок будут осуществляться на уровне EUR800 за тонну.

Контрактная цена была утверждена на условиях поставки FD NWE (с доставкой в Северо-Западную Европу).

Игроки ожидали снижения цен, так как спотовые котировки бутадиена на ключевом азиатском рынке в октябре не выросли, что привело к тому, что европейские спотовые цены значительно снизились по сравнению с контрактной ценой на текущий месяц.

Кроме того, на европейском рынке предложение материала находится в избытке.

Вместе с тем, котировки сырья - нафты - несколько выросли в октябре по сравнению с предыдущим месяцем, но этот тренд был нивелирован разрывом между спотовыми и контрактными ценами.

Ранее отмечалось, что контрактная цена бутадиена в Европе на октябрьские поставки была согласована на уровне EUR900 за тонну, что на EUR125 за тонну выше по сравнению с сентябрьской ценой.

Бутадиен является одним из основных сырьевых составляющих для производства акрилонитрил-бутадиен-стирола (АБС).

Согласно Ценовому обзору ICIS-MRC, импорт АБС в Россию составил в сентябре 2,9 тыс. тонн против 3,1 тыс. тонн месяцем ранее. По итогам девяти месяцев 2017 года поставки АБС на российский рынок увеличились на 13% до 22,9 тыс. тонн против 20,2 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года.
MRC

Запасы МЭГ в Восточном Китае выросли на 2% по сравнению с прошлой неделей

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Запасы моноэтиленгликоля (МЭГ) в Восточном Китае увеличились до 482 тыс. тонн на текущей неделе, что на 2% больше, чем неделей ранее, в пятницу сообщил ICIS со ссылкой на официальные данные.

По сравнению же с уровнем запасов материала на конец сентября запасы МЭГ в регионе снизились на 16%.

Согласно данным, скорость отгрузки в главном порту в регионе составляет около 3,8 тыс. тонн материала в день.

МЭГ наряду с терефталевой кислотой (ТФК) является одним из основных компонентов для производства полиэтилентерефталата (ПЭТ).

Согласно Ценовому обзору ICIS-MRC, цены китайского ПЭТ в России с учетом доставки в порт Восточный на прошлой неделе составили USD1 030-1 045 за тонну, без учета НДС. Экспорт же ПЭТ из России в сентябре составил 4,5 тыс. тонн против 7,3 тыс. тонн в прошлом месяце. По итогам девяти месяцев экспортные поставки из страны выросли на 45% до 34,7 тыс. тонн против 23,9 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года.
MRC