МОСКВА (Маркет Репорт) -- Текущий год стал переломным для петербургского автопрома, общее производство легковых машин, падавшее с 2013 года, начало расти на фоне восстановительного спроса на российском рынке, сообщили Ведомости.
По итогам 2017 года производство легковых автомобилей в стране может вырасти на 18% до 1,33 млн шт., согласно прогнозу "АСМ-холдинга", в то время как выпуск на петербургских заводах увеличится еще больше - на четверть, по оценке гендиректора "Auto-Dealer-СПб" Михаила Чаплыгина.
Между тем, отдельные предприятия демонстрируют рост производства уже второй год подряд.
Так, за время затяжного падения спроса на российском рынке средняя загрузка российских автозаводов сократилась до 40%, приводил данные Минпромторг РФ. Но это не относится к "Хендэ мотор мануфактуринг рус": крупнейший в петербургском автопроме по мощности и количеству выпускаемых автомобилей завод работал на полную мощность (более 200 тыс. машин в год) и в 2017 году, и во время кризиса.
По словам представителя "Хендэ мотор мануфактуринг рус", на автозаводе работает 2 200 человек: "Мы не сокращали и не увеличивали численность персонала". Полная загрузка связана со стратегией корейских брендов Hyundai и Kia по увеличению доли на российском рынке. Так, в 2012 году две марки совокупно занимали 12,3% рынка, по итогам же 2016 года их общая доля выросла до 20,7%, а в январе - ноябре 2017 года достигла 21,9%, следует из данных АЕБ. На заводе выпускаются Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio - все три модели входят в топ-5 бестселлеров российского рынка по итогам 10 месяцев 2017 года.
"Россия входит в число стратегически важных рынков для Hyundai Motor Group. Завод является единственной собственной и главной производственной площадкой для выпуска автомобилей брендов Hyundai/Kia в России", - подчеркнул представитель "Хендэ мотор мануфактуринг рус".
По итогам года завод выпустит почти 228 тыс. автомобилей, что примерно на 10% больше, чем годом ранее, говорит его представитель. Это уровень 2015 года, а в 2018 году предприятие рассчитывает сохранить полную загрузку и также выпустить более 220 тыс. машин: "Точный производственный план станет известен в самом конце года".
В последние два года "в рамках подготовки к запуску четырех новых моделей на заводе прошла большая модернизация производственной линии, которая коснулась каждого цеха", продолжил представитель "Хендэ мотор мануфактуринг рус". Этот проект обошелся в USD300 млн, а общие инвестиции в завод достигли USD1 млрд. Летом 2016 года на конвейер встал компактный кроссовер Hyundai Creta (в последние два месяца это самая продавая модель марки в России), в 2017 году началось производство новых Hyundai Solaris, Kia Rio и его кросс-версии Kia Rio X-line.
Основным рынком сбыта для завода остается Россия, часть продукции идет на экспорт в страны ближайшего зарубежья - в Казахстан, Белоруссию, на Украину, в Азербайджан. В 2017 году планируется отправить за рубеж около 5 тыс. машин. Небольшие объемы связаны с емкостью соседних стран и мерами защиты своего рынка, которые ввел, в частности, Казахстан, пояснил представитель "Хендэ мотор мануфактуринг рус".
"В ближайшее время мы планируем начать отгрузки компонентов для последующей сборки автомобилей Hyundai/Kia в Казахстане и надеемся, что это позволит нам увеличить экспорт в следующем году", - рассказал он.
Параллельно завод ведет переговоры с Минпромторгом, Минэкономразвития и правительством Санкт-Петербурга о вариантах поддержки при развитии локализации производства. В частности, Минпромторг сообщал, что корейский автоконцерн хочет организовать производство двигателей в России. Под этот проект может быть подписан специальный инвестиционный контракт, который взамен на инвестиции и другие условия гарантирует неухудшение налоговых условий, доступ к мерам господдержки.
"По итогам этих переговоров будет принято решение о перспективах увеличения локализации", - отметил представитель "Хендэ мотор мануфактуринг рус".
Также и старейший в петербургском автокластере и первый иностранный автозавод в России - завод Ford во Всеволожске Ленинградской области. Здесь выпускаются седан Mondeo и Focus в разных кузовах. Предприятие было построено в 2002 году и наряду еще с двумя автозаводами в Татарстане сейчас входит в совместное предприятие Ford Sollers. За время кризиса завод во Всеволожске, как и многие в отрасли, несколько раз приостанавливал производство, оптимизировал численность сотрудников. Но Ford Sollers увеличил план производства на заводе во Всеволожске с 15 тыс. в 2016 году до примерно 20 тыс. машин в 2017 году (в 2016 году рост составил почти 3%). Мощность завода - свыше 160 тыс. машин в год.
Продажи автомобилей марки Ford в России, сильно упавшие в разгар кризиса, растут второй год подряд, свидетельствуют данные АЕБ. В 2016 году - на 10% (весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 11%). По итогам 11 месяцев 2017 года марка также чувствовала себя лучше рынка - рост на 16% против 11,7% в целом по рынку.
"Мы с начала года вернулись на пятидневный график работы, что было обусловлено ростом продаж модели Focus", - говорит представитель Ford Sollers. Продажи Focus выросли за 11 месяцев 2017 года на 22%, привел он данные. "В следующем году мы продолжим развивать специальные версии Focus, а также оказывать поддержку другим производственным площадкам Ford Sollers", - отметил представитель совместного предприятия.
У петербургского же завода Toyota в этом году не было крупных проектов. Но предприятие активно наращивает производство: в 2016 году - почти на 20%, а в этом году фиксируется двукратный рост (за восемь месяцев выпущено почти 45 тыс. автомобилей).
Главная причина такой динамики - запуск в 2016 году производства кроссовера RAV4. Мощности завода удвоились до 100 тыс. машин в год. До этого долгое время предприятие выпускало лишь одну модель - Toyota Camry. Появление локального производства RAV4 помогло увеличить и экспорт. За восемь месяцев 2017 года из России на рынки Казахстана и Белоруссии было поставлено 3 876 автомобилей Toyota - почти на 70% больше, чем в январе - августе 2016 года.
Главным событием 2017 года для завода Nissan в Санкт-Петербурге стало возвращение второй рабочей смены. Численность персонала теперь составляет 1 905 человек против 1 531 в начале года, сказал представитель Nissan. В прошлом году завод выпустил 36 тыс. 464 автомобиля, а по итогам 2017 года хочет увеличить производство примерно на четверть (в прошлом году рост составил 8%). Сейчас завод производит Qashqai, Х-Trail, Murano. В этом году конвейер предприятия покинул Pathfinder, продажи которого составляли несколько десятков единиц в месяц по России, напоминает Чаплыгин.
"Россия является для Nissan ключевым стратегическим рынком с высоким потенциалом стать рынком № 1 в Европе", - подчеркивает представитель компании. Завод Nissan в Санкт-Петербурге способен выпускать до 100 тыс. машин в год. "Мы строили его, еще когда рынок активно рос, но потом он обрушился приблизительно до половины того уровня, на который мы рассчитывали", - сказал в августе 2017 году в интервью Ведомостям председатель управляющего комитета Nissan Europe Пол Уиллкокс. По его словам, в будущем на петербургском заводе может быть налажена сборка машин других участников альянса (в него входят Renault, АвтоВАЗ и Mitsubishi). Какие модели могут появиться, пока не известно. Автомобили для партнера по альянсу уже выпускает московский завод Renault (кроссовер Nissan Terrano) и АвтоВАЗ (модели Renault, Nissan и Datsun).
Еще один способ увеличения загрузки мощностей - экспорт. Пока компания концентрируется на поставках за рубеж не готовых машин, а автокомпонентов. Завод Nissan в Санкт-Петербурге экспортирует передние и задние бамперы на Nissan X-Trail собственного производства. "Это позволило значительно сократить стоимость деталей по сравнению с их аналогами, которые до этого момента поставлялись из Японии", - отметил представитель компании. По его словам, Nissan ведет переговоры как внутри компании, так и с государственными органами страны о расширении экспорта.
Как сообщала компания Маркет Репорт, по данным АЕБ, продажи легковых автомобилей и LCV в России в ноябре 2017 года выросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 152 тыс. 259 шт. В январе-ноябре текущего года было продано 1 млн 430,197 тыс. автомобилей, что превысило показатель за тот же период 2016 года на 11,7%. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России увеличились по итогам девяти месяцев текущего года на 10,6% - до 1,13 млн штук. АЕБ повысила прогноз продаж новых машин на 2017 год на 6,8%: рынок по итогам года вырастет на 10,8% по сравнению с 2016 годом - до 1,58 млн автомобилей.
MRC