МОСКВА (Маркет Репорт) -- Ставки перевозок грузов между Европой и Азией по морю и на самолетах впервые почти сравнялись, заявил в интервью РБК главный исполнительный директор авиакомпании Finnair Топи Маннер во время своего визита в Москву.
"В настоящий момент разница в стоимости транспортировки по морю и авиаперевозок минимальная за всю историю, поэтому часть наших клиентов выбирают перевозку грузов на самолетах", — рассказал он.
"Разрыв стоимости перевозок грузов между Европой и Азией действительно сократился. На данный момент разница порядка USD 5 за 1 кг груза" — сказал источник, близкий к одному из операторов морских перевозок. Поэтому предпосылки для дальнейшей конкуренции между морским и авиационным транспортом действительно есть, подтверждает он. Впрочем, собеседник утверждает, что авиакомпании начали повышать ставки.
По словам Маннера, ставки на грузовые авиаперевозки уже выросли втрое по сравнению с допандемийным уровнем. "Это cделало прибыльным осуществление грузовых перевозок без пассажиров, — добавил он. — Это феномен пандемии. Обычно мы перевозим грузы вместе с пассажирами на пассажирских рейсах. Когда были введены запреты на поездки пассажиров, товары все равно нужно было продолжать возить". Finnair сильна в перевозках скоропортящихся грузов, таких как рыба, фармпродукция, вакцины, а также запчасти для автомобилей, отметил топ-менеджер.
Глава Finnair прогнозирует, что высокие ставки на перевозки грузов на самолетах сохранятся как минимум до конца этого года и даже, скорее, до весны следующего года. "Потребуется время для появления необходимых дополнительных мощностей для перевозки грузов, а также для снижения ставок фрахта по морю, которые сейчас тоже очень высоки", — заметил он.
Маннер подчеркнул, что, когда началась пандемия, грузовое подразделение стало для компании "важным как никогда". В некоторые месяцы оно приносило перевозчику больше 50% оборота, и это по-прежнему "важная часть" его бизнеса. Согласно отчету Finnair за второй квартал 2021 года, ее выручка составила EUR111,8 млн, из них на грузовые перевозки пришлось EUR61,2 млн (54,7%). А во втором квартале 2020 года они обеспечили EUR49,5 млн, или 72% из общей выручки на EUR68,6 млн
За счет грузовых перевозок зарабатывают и российские пассажирские авиакомпании. "Мы также стараемся дополнительно зарабатывать, в частности за счет грузовых и грузопассажирских рейсов, существенным образом увеличивая доходную часть", — говорил в интервью гендиректор группы "Аэрофлот" Михаил Полубояринов. В первом полугодии 2021 года общая выручка группы составила 179,4 млрд руб., из них на грузовые перевозки пришлось 14,38 млрд руб. (8%).
При этом Finnair не собирается специально закупать грузовые самолеты. "Нас полностью устраивает наш флот и мы не планируем закупать грузовые самолеты. У нас одни из самых современных дальнемагистральных самолетов Airbus 350, в которых есть много места для перевозки грузов", — пояснил Маннер. К тому же компания получила разрешения авиавластей на перевозку легких грузов, таких как медицинские маски, на пассажирских сиденьях и других пространствах внутри салона на лайнерах Airbus 330.
Ранее сообщалось, что стоимость морских перевозок достигла в конце июля текущего года пятилетнего максимума. Так, мировой контейнерный индекс (WCI, World Container Index), публикуемый международным аналитическим агентством Drewry, по состоянию на 29 июля составил USD9 330 за перевозку стандартного 40-футового контейнера (FEU), что является максимальным значением индекса как минимум за последние пять лет и на 368% выше, чем в июле прошлого года.
Ранее отмечалось, что в июне ЗапСибНефтехим (входит в структуру СИБУРа), крупнейший в РФ завод по производству полимеров, начал поставлять продукцию в Латинскую Америку, Юго-Восточная Азия (ЮВА), Африку и ЮАР. Отмечается, что рыночные факторы и конъюнктура на мировом рынке начала 2021 года, привлекшие к дефициту полимеров в разных регионах, способствовали расширению географии продаж ЗапСибНефтехима. Также, продукция комплекса поставляется по всей России, в страны СНГ и Европы, Турцию и Китай.
Согласно ДатаСкопу компании Маркет Репорт, импортные поставки ПЭ в Россию сократились по итогам января - августа текущего года на 11% и составили 391,9 тыс. тонн. Основное снижение внешних поставок пришлось на полиэтилен низкого давления (ПНД). Вместе с тем, импорт ПП в Россию вырос по итогам восьми месяцев текущего года на 16% в сравнении с показателем годом ранее и составил 165,8 тыс. тонн. Основной прирост внешних поставок пришелся на сополимеры пропилена.
MRC