Маркет Репорт -- Российские автопроизводители один за другим объявляют о переходе на четырёхдневную рабочую неделю, сообщает Investfuture.
На такой шаг пошли КАМАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ. Решение объясняют спадом спроса и перепроизводством. Это один из тревожных сигналов охлаждения экономики, на фоне которых 25 июля Банк России может пойти на снижение ключевой ставки.
По данным КАМАЗа, объём рынка грузовых автомобилей по итогам первого полугодия снизился почти на 60%. В компании объясняют это отсутствием перспектив роста, высокой конкуренцией со стороны импортеров и избыточными остатками техники: "Мы вынуждены принять непопулярное решение — сократить производственный график. Это мера ответственности в условиях перепроизводства", — говорится в заявлении компании.
Совокупная провозная мощность грузового автопарка в январе–мае 2025 года на 44% превышала спрос на перевозки. Год назад этот показатель составлял 35%. Разрыв объясняется тем, что в 2023–2024 годах логисты активно обновляли автопарк на фоне субсидий и доступного лизинга. Однако рост грузопотока не успел за объёмами поставок.
АвтоВАЗ также объявил о возможном переходе на сокращённый график с 29 сентября. В компании признают, что решение связано не с оптимизацией, а с проблемами: высокая ключевая ставка ограничивает автокредитование; импорт усиливает конкуренцию; иностранные бренды демпингуют остатками.
При этом АвтоВАЗ обещает сохранить все социальные гарантии, включая выплаты персоналу.
Атмосфера вокруг заседания Банка России формируется на фоне всё более явного охлаждения экономики. Производственный сектор сокращает выпуск, потребительский спрос замедляется, а на этой неделе Росстат зафиксировал первую с сентября 2024 года дефляцию. Всё это усиливает ожидания смягчения денежно-кредитной политики.
Эксперты не исключают снижения ключевой ставки на 100–200 б.п., что может поддержать спрос, но только в среднесрочной перспективе. В краткосрочной — автопром продолжит адаптацию к спаду через сокращение графиков и оптимизацию выпуска.
Ранее сообщалось, что по итогам первого полугодия 2025 года в РФ было продано 530 375 новых легковых автомобилей — на 26,3% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года.
mrc.ru