Маркет Репорт -- В условиях сокращения поставок из-за рубежа и роста доли Китая в импорте, российские производители усилили деятельность на внутреннем рынке, сообщает Rupec.
Динамика производства ПВХ в целом очень схожа с динамикой его потребления. В 2022 году на фоне сокращения спроса объем выпуска поливинилхлорида упал на те же 13% (до 857 тыс. тонн), что и переработка. А в 2023 году производство выросло на 5% до 902 тыс. тонн. Росстат показывает несколько иные цифры – рост производства полимеров винилхлорида всего на 0,7%.
Темпы роста производства полимеров винилхлорида оказались чуть ниже, чем темпы роста их переработки. Это в целом характерно для российского рынка полимеров в 2023 году и связано с пересмотром рынков сбыта химическими компаниями.
Доля продаж ПВХ на внешние рынки у российских производителей сократилась с 22% в 2022 году, до 15% в 2023 году.
Необходимость усиления продаж внутри страны от российских производителей связана еще и с тем, что, несмотря на восстановление спроса, поставки импортного ПВХ на рынок РФ не выросли. Относительно 2022 года они даже снизились. В 2023 году в целом доля импортного ПВХ в российском потреблении составляла 16%, но в основном за счет дефицитного для нашей страны эмульсионного ПВХ. Доля импортного суспензионного ПВХ, применяемого в оконном производстве, существенно меньше – всего 7%. Это показатель на уровне спокойного 2021 года.
В структуре импорта практически монополистических показателей за два года достиг Китай. В 2021 году на российском рынке лидировали компании из Германии (47% импорта ПВХ в РФ). Китай занимал лишь вторую строчку – 28% импорта. Еще 8% поставляли производители из Швеции. В 2022 году доля Китая составила уже 72%, а Германии опустилась до 14%. В 2023 году компании из Китая привезли в Россию 84% всего импортного ПВХ. 7% в прошлом году пришлось на поставки из США, а 4% – из Южной Кореи.
Совокупные мощности производства ПВХ в России превышают 1 млн тонн в год. Абсолютное большинство (1020 тыс. тонн) – это именно суспензионный поливинилхлорид. Всего в РФ действуют четыре крупных производителя ПВХ. Русвинил (Кстово, Нижегородская область) может производить 360 тыс. тонн, из которых 330 тыс. тонн – это суспензионный ПВХ. Мощности Саянскхимпласта (Саянск, Иркутская область) оцениваются в 320 тыс. тонн. Башкирская содовая компания (Стерлитамак, Республика Башкортостан) имеет мощности в 270 тыс. тонн ПВХ в год, а "Каустик" (Волгоград) – 100 тыс. тонн.
Башкирская содовая компания (БСК) вошла в состав (и даже во многом стала основой) нового крупного химического холдинга Росхим, который заявил большую инвестпрограмму, в том числе и в отношении производства ПВХ. В середине прошлого года холдинг анонсировал строительство производства эмульсионного ПВХ мощностью 50 тыс. тонн в год на территории БСК, а также модернизацию действующих производств дихлорэтана и винилхлорида. Однако пока проект находится на стадии технико-экономического обоснования.
В то же время, после проседания производства в 2022 году из-за отсутствия поставок реагентов из ЕС, в 2023 году компания смогла перейти на аналоги. Инициатор полимеризации теперь используется китайского производства, а процесс окислительного хлорирования этилена был переведен на отечественный катализатор. Это позволило компании начать восстановление объемов производства.
Русвинил, бывший совместным производством России и Бельгии, в 2023 году полностью был выкуплен российским акционерами – холдингом СИБУР. За полгода предприятие полностью перешло на объединенную сбытовую и логистическую сеть СИБУРа, получив возможность использовать склады по всей стране. Также у Русвинила есть возможности полноценного использования НИОКР-центров СИБУРа для доведения марок ПВХ под конкретные задачи компаний-потребителей.
В 2023 году в целом СИБУР увеличил продажи на внутреннем рынке, доведя их долю до 75%. В марте этого года компания объявила о переходе от продуктовой к отраслевой схеме работы на внутреннем рынке.
Саянскхимпласт и "Каустик" о подобных проектах и программах пока в публичной сфере не заявляли, но очевидно, что при такой активизации конкурентов им также придется корректировать свою работу на внутреннем рынке страны.
mrc.ru