МОСКВА (Маркет Репорт) -- Правительство РФ к 1 мая этого года должно разработать меры поддержки малых и средних компаний в целях их выхода на зарубежные рынки, сообщает Коммерсант.
При выполнении поручения новые инструменты будут прорабатываться совместно с Российским экспортным центром и Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
В министерстве не смогли оценить нынешний объем экспорта малых предпринимателей, поскольку "указанная статистика не ведется". Стратегия развития МСП до 2030 года обещает, что через 12 лет доля экспорта малого бизнеса в его общем объеме должна увеличиться с 6,5% (данные ФТС за 2015 год) до 12%.
По информации Минэкономики, в 2017 году 30,1 тыс. субъектов МСП экспортировали свои товары в 102 страны — в частности в Казахстан, Чехию, Армению, Перу, Китай, Германию, Грецию, Бельгию, Францию, Италию. По сравнению с 2016 годом число мелких экспортеров существенно выросло — на 86%. Мелкие компании поставляли за рубеж разнообразную продукцию — от изделий народно-художественных промыслов до эксклюзивного медицинского оборудования.
Сейчас выходить на международные рынки малому бизнесу помогают создаваемые Минэкономики региональные центры поддержки экспорта (организация выставок, бизнес-миссии). Ежегодно в них обращается треть всех малых и средних предприятий-экспортеров страны. Сейчас таких центров — 53, в 2018 году их число должно вырасти до 64. На их деятельность Минэкономики в 2017 году потратило 350 млн руб., софинансирование из региональных бюджетов составило 170 млн руб.
В декабре 2017 года агентство Magram Market Research провело опрос 2,8 тыс. компаний сектора МСП из 24 регионов России. Выяснилось, что только 6% малых компаний вышли на зарубежные рынки. 61% поставляют продукцию в страны СНГ и Балтии, 48% — в страны дальнего зарубежья.
В Торгово-промышленной палате отмечают, что малому бизнесу для выхода на зарубежные рынки нужны льготное кредитование, а также целевые кредиты для потенциальных зарубежных покупателей, доступное страхование экспортных кредитов и инвестиций. В ТПП призывают активнее поддерживать бизнес на зарубежных ярмарках и указывают, что составлять выставочный календарь должны сами предприятия-экспортеры или отраслевые ассоциации. "Прибыль от зарубежного заказа иногда оказывается ниже, чем расходы на сертификацию продукции в других странах. Надо добиваться признания на внешних рынках результатов экспертизы, проводимой уполномоченными российскими структурами",— говорит глава ТПП Сергей Катырин.
MRC