МОСКВА (Маркет Репорт) -- Минпромторг опубликовал проект стратегии развития экспорта в российском автопроме до 2025 года, в котором заложил два сценария: базовый и амбициозный. По базовому сценарию ожидается рост экспорта до USD4,9 млрд, сообщил Коммерсант.
В частности, согласно базовому сценарию, до указанного срока будет экспортировано 240 тыс. машин в год (10% от производства) и на USD1,6 млрд автокомпонентов.
В амбициозном же сценарии экспорт вырастет до USD7,8 млрд: 400 тыс. автомобилей и автокомплектов (16%) и на USD2,5 млрд компонентов.
В базовом сценарии госсубсидии под экспорт в 2018-2025 годах составят 136 млрд руб., в амбициозном - 215 млрд руб.
Экспорт считается одним из инструментов восстановления отрасли, пострадавшей из-за спада внутреннего спроса в 2013-2016 годах. В прошлом году автоэкспорт составил USD2,4 млрд (USD3,4 млрд с учетом шин), было поставлено 82 тыс. машин (67 тыс. легковых, 6 тыс. LCV, 8 тыс. грузовиков и около 2 тыс. автобусов). С 2013 года экспорт готовых машин упал на 32%, с USD2,2 млрд до USD1,5 млрд, а экспорт в СНГ снизился в 2,7 раза.
В отличие от ориентированных на экспорт стран (Турция, Мексика, Индия) у РФ нет развитой системы торговых соглашений с крупными рынками, из-за этого продукция на 15-30% дороже, чем у конкурентов, говорится в стратегии. У производителей РФ нет "продукции передового технического уровня", сильных брендов и выстроенных каналов сбыта за рубежом, но они могут конкурировать в нижнем ценовом сегменте.
К слабым сторонам российской продукции документ относит и высокую себестоимость логистики, слабое развитие сети поставщиков, санкции. Сильные стороны - большое число недозагруженных производств машин и компонентов первого уровня, относительно недорогие труд и инфраструктура, близость к рынку Европы.
В Минпромторге считают, что можно использовать окно "низкой себестоимости" для экспансии за рубеж, есть и планы разместить в РФ выпуск экспортно-ориентированных зарубежных моделей. К угрозам отнесены укрепление рубля, усиление санкций и рост требований по локализации производств на развивающихся рынках.
Приоритетными рынками экспорта для российских концернов названы СНГ, Ближний Восток (Иран, Ливан, Иордания), ряд стран Европы (Чехия, Германия, Австрия), Азии (Индия, КНР), Африки (Египет, Алжир, Тунис, Эфиопия), отдельные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Для международных автопроизводителей приоритетными сочтены СНГ, Иран и Ливан, а также рынки Турции, ЮАР, Египта и Туниса.
Вместе с тем, в целом, принципиально новых мер поддержки экспорта в проекте нет. Планируется формирование стабильной системы поддержки экспорта на 8-10 лет для возможности расчета бизнес-кейсов на жизненный цикл модели. Ставка сделана на развитие поставщиков субкомпонентов и материалов второго и третьего уровней для снижения себестоимости и зависимости от курса рубля. Также упор сделан на устранение системных барьеров и издержек при ввозе продукции на зарубежные рынки (соглашения о зонах свободной торговли, гармонизация техрегулирования с международными стандартами).
Также планируются целевые программы поддержки международных автоконцернов, размещающих в РФ экспортные производства (80-100 тыс. машин в год на 7-10 лет). Это должно дать базовую загрузку для дальнейшей локализации.
Как сообщала компания Маркет Репорт, российский авторынок увеличился за пять месяцев текущего года на 5% - до 557,4 тыс. машин, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в мае выросли на 14,7% - до 124,9 тыс. машин. Причем почти все ведущие бренды вышли в рост, за исключением УАЗа, Lexus, Audi и Datsun. По словам главы профильного комитета АЕБ Йорга Шрайбера, это может говорить об укреплении тренда на восстановление рынка.
Между тем, ранее отмечалось, что продажи легковых автомобилей в России по итогам 2016 года сократились на 11% по сравнению с предыдущим годом - до 1,42 млн штук, заявил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер на конференции 12 января 2017 года, отметив, что "это худший год".
А по итогам 2015 года продажи новых легковых автомобилей в России упали на 35,7% - всего было реализовано 1,601 млн машин.
Согласно же последнему прогнозу PwC, восстановление российского авторынка до уровня 2012 года произойдет лишь к 2022 году. По базовому сценарию в 2016 году продажи автомобилей находились примерно на уровне 1,3 млн машин, по оптимистическому - на уровне 1,4 млн.
MRC