МОСКВА (Маркет Репорт) -- Госдума рассматривает закон об ограничении розлива спиртных напитков в пластмассовую тару, сообщает Коммерсант.
Попытки запретить розлив алкоголя в тару из полиэтилентерефталата (ПЭТ) предпринимались неоднократно. В конце 2011 года Росалкогольрегулирование (РАР) предложило призывало запретить этот вид упаковки на территории Таможенного союза. Чуть позже упаковку действительно запретили в Казахстане, а в Белоруссии (там в пластик разливается более 80% пива) и России (не менее 50%) инициатива не прошла.
В 2013 году была предпринята новая попытка, уже от имени группы депутатов-единороссов. Раиса Кармазина и Михаил Тарасенко внесли на обсуждение законопроект, который постепенное снижает максимальный объем ПЭТ-тары для пива, (полтора литра, потом — литр и до полулитра). Исходным аргументом против ПЭТ была его токсичность. Но годом позже российские производители ПЭТ - Алко-Нафта, ПОЛИЭФ, Сибур-ПЭТФ и "Сенеж" представили результаты исследований, проведенных в немецком Институте химической технологии общества Фраунгофера: тамошние ученые дибутилфталата в бутылках не нашли. Главным доводом в поддержку ПЭТ-ограничений вновь стала "алкоголизация населения". Законопроект между тем принят в первом чтении, и сейчас противоборствующие стороны активно готовятся ко второму и третьему.
По мнению производителей пива, потери отрасли в случае запрета действительно будут существенными. Пиво в баклажках стоит в среднем на 20-30% дешевле, чем в другой упаковке, и этот сегмент занимает большую часть рынка (от 50% до 60%); запрет ПЭТ обернется удорожанием напитка и, как опасаются его производители, сокращением спроса.
Но больше всего пострадают, конечно, компании-производители ПЭТ-упаковки. По их словам, ограничение использования этого вида тары означает ее фактический запрет в пивной отрасли, ведь в пластике продаются преимущественно крупные объемы пива, а полулитровые ПЭТ-бутылки спросом у граждан не пользуются. "Ограничение ПЭТ-тары для алкогольной продукции приведет к сокращению рынка этой упаковки на 22%. Снизится загрузка мощностей со всеми вытекающими последствиями — закрытием заводов, в том числе, недавно построенных высокотехнологичных производств, сокращением персонала",— рассказывают в ассоциации производителей ПЭТ. "На сегодня объем рынка пластиковой тары - 600 тыс. тонн в год. Если примут запрет, мы будем терять примерно 100 тыс. тонн продукции ежегодно. Кроме того, пострадают люди, сотрудники наших предприятий. Сейчас у нас четыре завода по производству гранулята и 70-80 заводов-производителей самой тары. На них работает почти 8 тыс. человек, а если ПЭТ запретят, сократить придется почти 20% работников",- поясняет Николай Жир, директор АРПЭТ.
По словам производителей безалкогольных напитков, запрет ПЭТ коснется и тех, кто пива не пьет. "Если пластик запретят пивоварам, сократится количество производителей этой тары, и ПЭТ как таковой подорожает,— говорит президент союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров.— Для наших напитков одна из важнейших статей расхода - логистика, так как речь идет о перевозке больших объемов, которые много весят. Поэтому мы выбираем ПЭТ-тару, самый легкий вид упаковки, 70-80% напитков разливается в нее. Если использовать другие емкости - из стекла или алюминия, платить придется гораздо больше". То есть в рознице безалкогольная продукция, вероятно, подорожает тоже.
Некоторые эксперты считают, что многолетняя война с ПЭТ-тарой подходит к концу. Причина тому - негласный договор, который под давлением Минздрава и РАР заключили с властями пивовары. Четверка крупнейших производителей — Carlsberg, Heineken, Efes и InBev, контролирующие почти 80% российского пивного рынка,— добровольно отказалась использовать пластиковую тару объемом более 1,5 л с июля 2016. Не поддержала такое самоограничение только компания "Очаково", у которой большая часть пива разливается как раз в емкости больше 1,5 л. Тем не менее компромисс был достигнут, и дальше все успокоится, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: "Никакого запрета не будет. В правительстве прекрасно осознают, что это просто конкурентная борьба. Пиво в полуторалитровых бутылках останется, если оно не будет выделяться на полке на фоне Pepsi или другой газировки. Поэтому договорились о максимально разрешенном объеме, который всех устроит".
MRC