МОСКВА (Маркет Репорт) -- Госдума одобрила в первом чтении законопроект об ограничении розничной продажи алкоголя в пластиковой упаковке (ПЭТ), сообщается в материалах заседания.
После 1 января 2016 года документ допускает продажу алкоголя в ПЭТ-таре только в случае, если ее объем не превышает 0,5 л при крепости напитка менее четырех градусов. Законопроект ударит по пивоварам: в России в пластиковую тару разливается в основном их продукция.
Проект закона, вносящий поправки в ФЗ "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Госдума одобрила в первом чтении. Документ был внесен на рассмотрение еще в мае прошлого года депутатом Михаилом Тарасенко, однако одобрение комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы получил лишь на прошлой неделе.
Ограничения на розничную продажу алкоголя в ПЭТ-таре законопроект предлагает вводить поэтапно. С 1 января 2015 года запрещается продажа алкоголя крепостью более шести градусов в пластиковой таре объемом более 1,5 л, с 1 июля 2015 года — крепостью более пяти градусов в ПЭТ-таре объемом более 1 л. Наконец, с 1 января 2016 года нельзя будет продавать алкоголь крепостью более четырех градусов в ПЭТ-таре любого объема, а алкоголь крепостью менее четырех градусов — в пластике объемом более 0,5 л.
В России из всей алкогольной продукции в пластиковую тару разливается главным образом пиво. При этом разлив ведется в тару крупных форматов - в основном от 1 л и более. По экспертным оценкам, в ПЭТ-упаковку разливается половина всего произведенного в России пива, еще 34% рынка приходится на стекло, 16% - на алюминиевую тару. Введение полного запрета ПЭТ, по подсчетам Союза пивоваров, привело бы к потерям производителей пива в такой упаковке на 12 млрд руб. Президент "Балтики" Исаак Шепс ранее ссылался на данные исследований, согласно которым рынок пива при этом мог бы сократиться на 18%.
По данным Росстата, выпуск пива в последние годы неуклонно снижался: в 2009 году пива было произведено 109 млн гл, в 2010 году - 98 млн, в 2011 году - 99 млн, в 2012 году - 98 млн, в 2013 году - 89 млн гл (падение 8,5% к 2012 году).
При этом все четыре транснациональные пивоваренные компании, представленные на российском рынке, снизили свои объемы производства в минувшем году: Heineken - на 4,6%, до 12,5 млн гл, принадлежащая датскому Carlsberg "Балтика" - на 7,8%, до 35,8 млн гл. Лидерами падения стали "Сан ИнБев", российское подразделение глобального лидера Anheuser Busch Inbev, снизившее производство напитка на 13,6% - до 12,7 млн гл, и турецкий Efes, упавший на 19,9% - до 12,2 млн гл.
Падение объемов производства привело к переизбытку производственных площадей и, как следствие, закрытию заводов в российских регионах. "Сан ИнБев" за последние 1,5 года закрыла в России три своих завода — в Курске, Перми и Чувашии. Efes с 1 января 2014 года остановил производство на своем крупнейшем заводе в Москве, а затем закрыл предприятие и в Ростове-на-Дону. В 2013 году Heineken списал EUR102 млн из-за обесценивания активов в России.
MRC