МОСКВА (Маркет Репорт) -- Введенные ЕС секторальные санкции против Белоруссии оказались довольно мягкими, сообщает Коммерсант.
Хотя Брюссель запретил импорт и транзит через ЕС некоторых видов белорусских нефтепродуктов и удобрений, ограничения не коснулись ключевых товаров — дизтоплива, бензина и применяемого для удобрения хлоркалия. Тем не менее ужесточение этих санкций может заставить Белоруссию изменить логистику своего экспорта на порты РФ.
ЕС ввел секторальные санкции против основных экспортных отраслей Белоруссии, запретив импорт или транзит из Белоруссии некоторых видов нефтепродуктов и калийных удобрений. Санкции не коснутся контрактов, вступивших в силу до 25 июня 2021 года. Согласно документу, опубликованному в официальном журнале ЕС, запрещено прямо или косвенно предоставлять техническую помощь, брокерские услуги, финансирование, а также страхование и перестрахование, связанные с запретами. Меры связаны с задержанием белорусского оппозиционера Романа Протасевича, ради которого в Минске был принудительно посажен самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс.
Так, из белорусских нефтепродуктов под запрет попали только поставки битума, нефтяных газов и парафинов, тогда как ключевые товары — бензин и дизтопливо — пока санкций избежали. Аналогичным образом рестрикции введены только в отношении технического калия с содержанием K2O менее 40% и более 62% (применяется в химическом секторе и металлургии).
Нефтепродукты наравне с калием являются наиболее приоритетным товаром для пополнения бюджета Белоруссии, в то время как отказ от них не стал бы проблемой для Европы. Так, Дмитрий Маринченко из Fitch говорит, что на импорт белорусских нефтепродуктов приходится всего 0,5% от общего потребления ЕС. А для Белоруссии невозможность экспорта нефтепродуктов была бы большой потерей. В 2020 году экспорт топлива из Белоруссии составил USD2,75 млрд, притом что поставки упали почти на 50% из-за проблем с получением нефти из РФ.
Тем не менее санкции ЕС в случае их ужесточения могут создать серьезные проблемы Белоруссии с точки зрения логистики экспорта, поскольку тогда единственным вариантом станут порты РФ на Балтике. Возможность переориентации белорусских объемов из Литвы в Россию обсуждается давно, но до этого такие переговоры были скорее рычагом давления на Клайпеду для снижения стоимости перевалки. При этом государственные "Железные дороги Литвы" могут потерять до EUR100 млн в год, или треть своих доходов, в случае прекращения транзита белорусских товаров, сообщил представитель компании Мантас Дубаускас.
Ранее сообщалось, что США, Канада, Европейский союз (ЕС) и Великобритания 21 июня объявили о новых санкциях против Белоруссии.
В апреле США возобновили санкции, которые были приостановлены в 2015 году, в отношении девяти белорусских госпредприятий, включая Нафтан и Белнефтехим. Решение принято из-за "вопиющего игнорирования белорусскими властями прав человека и невыполнения Беларусью своих международных обязательств в этой области", говорится в заявлении Госдепартамента.
Согласно обзору ДатаСкоп компании Маркет Репорт, в апреле объем импорта полипропилена в РБ вырос до 11,8 тыс. тонн против 10,2 тыс. тонн месяцем ранее. Местные компании нарастили объемы закупок гомополимера пропилена (ПП-гомо) в Азербайджане и России. В целом, за январь - апрель 2021 года суммарный объем импорта полимеров пропилена достиг уровня 38,7 тыс. тонн против 36,2 тыс. тонн годом ранее, потребность выросла по всем полимерам пропилена, но основной прирост спроса пришелся на ПП-гомо.
MRC