МОСКВА (Маркет Репорт) -- Минпромторг вновь пытается ужесточить правила доступа к господдержке в автопроме, сообщает Коммерсант.
Чиновники пересмотрели балльную систему подсчета локализации. Чтобы получить субсидии, придется не только производить традиционные двигатель и коробку передач, но и локализовать электронику.
Документ подготовлен на базе выдвинутой Минэкономики и поддержанной вице-премьером Дмитрием Козаком концепции свободного выбора компонентов для производства в РФ вместо обязательных операций, которые исходно планировал Минпромторг.
Согласно обновленной версии, допуск к господдержке предлагается серьезно ужесточить.
Хотя министерство расширило перечень компонентов, доступных для локализации, и увеличило примерно в 17 раз (почти до 8 тыс.) общее число баллов, набрать заданные для каждой меры значения стало намного сложнее. Чтобы получить доступ к господдержке, нужно набрать не менее 2 тыс. баллов: для поддержки экспорта — 2 тыс. баллов, для доступа к льготным автокредитам и лизингу, а также госзакупкам — 6 тыс. баллов. Доступ к компенсации 50% пошлин на автокомпоненты требует 4 тыс. баллов, 85% — 6 тыс. баллов.
Чтобы получить минимальный доступ к господдержке (2 тыс. баллов), необходимо делать в РФ, например, сварку, окраску, штамповку кузова (включая использование 70% российского металла), а также производить двигатель и коробку передач.
Большое число баллов предусмотрено за каждый процент инвестиций от выручки в НИОКР. Российские концерны (АвтоВАЗ, группа ГАЗ, Соллерс, КамАЗ) инвестируют 1–2% от выручки в НИОКР, что дает им дополнительную фору по баллам.
Российские производители смогут приблизиться к планке 6 тыс. баллов для получения доступа ко всем мерам господдержки за счет ключевых операций (двигатель, коробка передач) и НИОКР. Но локализованным производствам иностранных автоконцернов будет сложно получить даже минимальные субсидии, и ближе всего к планке 2 тыс. баллов окажутся компании второй волны промсборки за счет большого веса двигателя.
Подход Минпромторга больше ориентирован на высокотехнологичную локализацию, а не на «кузов-коврики», как было в версии Минэкономики. Однако для достижимости критериев необходимо снизить целевой балл и среди российских, и среди иностранных участников рынка. В результате Минпромторг уже опять пересматривает критерии, в частности смягчая условия по экспорту.
В АвтоВАЗе и Renault сообщили, что выступают за дифференциацию господдержки по уровню локализации с учетом объема инвестиций и ресурсов для инвесторов, а также планов по созданию рабочих мест. В компаниях считают нужным создать рабочую группу при участии заинтересованных сторон до принятия окончательного решения, чтобы определить "справедливые условия поддержки для следующего цикла инвестиций".
Между тем документ должен быть внесен в правительство уже до конца недели. Представитель Дмитрия Козака сообщил, что правила локализации "дорабатываются".
Емкость российского авторынка с учетом распределения по отдельным моделям недостаточна для того, чтобы при локализации конкурировать с глобальным импортом, говорит глава комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса Андрей Коссов. С учетом волатильности рынка, добавляет он, особенно важно поддерживать уже производимые в РФ компоненты, чтобы не допустить снижения локализации.
Предложенные Минпромторгом правила доступа к господдержке в автопроме создают риски не только неполучения концернами субсидий, но и невозможности участия иностранных концернов в новых инструментах поддержки экспорта, в частности банковской субсидии. Инструменты входят в промышленную часть нацпроекта "Международная кооперация и экспорт", который направлен на исполнение майских указов президента в части роста несырьевого неэнергетического экспорта.
Ранее сообщали, что господдержка российского автопрома в новом инвестиционном цикле может быть ориентирована на производителей, уже выполняющих условия так называемого режима второй промсборки.
MRC