МОСКВА (Маркет Репорт) -- Спустя два года обсуждений правительство наконец утвердило стратегию развития автопрома, сообщает Коммерсант.
Документ готовится к подписанию, и по сравнению с его последней версией от декабря 2017 года его концепция мало изменилась. Упор делается на сохранение господдержки в прежних объемах (в 2017 году — 62,3 млрд руб.), но ее планируется направить на новые технологии, НИОКР, развитие производства автокомпонентов.
27 февраля на совещании у премьера Дмитрия Медведева была утверждена стратегия развития автопрома. В Минэкономики и Минфине, главы которых были на совещании, а также в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича ситуацию не комментировали. На совещании было принято решение поддержать перспективные направления автотранспорта и технологий, разрабатываемые и реализуемые в РФ. Примерно о том же в кратком публичном выступлении говорил и господин Медведев, отметивший также необходимость учесть привлечение инвестиций в производство комплектующих, "чтобы у автопрома формировалась база местных поставщиков и появился долгосрочный спрос на российские инженерные кадры, исследования и разработки". Еще один источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что стратегия "готовится к подписанию".
Стратегию развития автопрома отрасль ждет более двух лет: Владимир Путин поручал подготовить ее к марту 2016 года. В начале этого года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) заявила, что впервые не готова представить прогноз по рынку на год из-за неопределенности — в частности, из-за отсутствия стратегии и ясности с новым инвестрежимом.
Последняя известная версия — от 22 декабря 2017 года. С тех пор она обновлялась, но не принципиально. Так, в декабрьской версии в цели стратегии входит покрытие 80–85% внутреннего спроса производителями РФ и поставка 12–14% машин на экспорт. Объем экспорта в деньгах должен вырасти в 3,6 раза, до 272 млрд руб. в 2025 году. Также планируется, что до 2025 года объем господдержки сохранится на уровне 2017 года — 62,3 млрд руб. При этом к 2020 году поддержка будет направлена только на новые продукты (газомоторный и электротранспорт, автономные машины, подключенный к сети транспорт). Сейчас большая часть субсидий идет на прямое стимулирование спроса через скидки или льготные кредиты.
Также в стратегии планировалось углублять локализацию производства, заняться развитием национальных производителей комплектующих, обозначена необходимость разработки критических технологий и новых продуктов мирового уровня. О важности развития отрасли автокомпонентов в Минпромторге говорят с момента девальвации рубля в конце 2014 года, но серьезных успехов пока не было. Сейчас список мероприятий помимо субсидирования включает «формирование отраслевых приоритетов» по локализации компонентов — в частности, отсутствующей системы «мониторинга глубины локализации». При этом высок риск нехватки компетенций и инвестиций для развития выпуска компонентов, НИОКР и экспорта.
Автопроизводителей РФ планируется стимулировать к углублению локализации. Государство берет на себя, в частности, "участие в приоритизации компонентов для локализации» — это не раз вызывало недовольство в автоконцернах. Минпромторг предлагал подписывать специнвестконтракты (СПИК), и инвестор обязан выбрать из списка министерства, что именно он будет локализовывать. Стимулом станут изменения в постановление 719: оно определяет набор операций для доступа к госсубсидиям. К 2025 году средний уровень локализации легковых автомобилей должен составить 70–75%, коммерческих — 75–85%.
По словам главы Минпроторга Дениса Мантурова, в документе закреплен "отказ от расчета уровня локализации в процентах и переход к учету конкретных требований по выполнению технологических операций в производстве двигателей, коробки переключения передач и систем электронной архитектуры автомобиля". Также перед производителями поставят задачу довести минимальный уровень затрат на НИОКР в России до 5% от выручки, проект учитывает и необходимость развития компетенций для перспективных электромобилей, подключенных и автономных автомобилей.
СПИК по-прежнему вызывают споры, так как создают неравные условия для уже проинвестировавших компаний и новых участников рынка. Углубление локализации подается как один из ключевых факторов развития производства и технологий. Но подписываются "прямо противоречащие целям и задачам стратегии СПИК, например, Daimler, BMW, Mazda Sollers, по которым локализация даже ниже, чем в первых соглашениях о промсборке, а инвесторы будут получать те же или даже большие субсидии", подчеркивает он. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting не считает возможной локализацию выше 75% — по многим компонентам будет вопрос экономической целесообразности их производства.
Ранее сообщалось, что в 2017 году с российских конвейеров сошло 1,4 млн легковых автомобилей — это на 21% больше, чем годом ранее.
MRC