МОСКВА (Маркет Репорт) -- Эксперты британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young (EY) ждут восстановления российского авторынка к 2020 году до 2,2 млн машин по сравнению с 1,4 млн штук, проданных в прошлом году, сообщает Коммерсант.
Этому будут способствовать старение парка, давление отложенного спроса, удешевление автокредитов и сохранение господдержки. Впрочем, есть и более осторожные прогнозы: в среднесрочной перспективе тормозить спрос будут рост цен на машины и осторожность потребителей, более склонных к сбережениям.
Российский автопром "успешно преодолеет стагнацию", говорится в февральском исследовании компании EY. Способствовать восстановлению рынка, по мнению аналитиков, должен значительный отложенный спрос, накопленный с начала падения рынка в 2013 году. В EY обращают внимание на старение автопарка: средний возраст легковушек в России — около 12,5 года (иномарок — 9,9 года, отечественных машин — 16 лет), это говорит о нарастающей необходимости замены "морально устаревших и технически изношенных" машин. Эксперты при этом отмечают, что "крайне важно" расширять мощности по сбору и утилизации старого автопарка. Кроме того, Россия отстает от западных стран по уровню проникновения автокредитов, но постепенное снижение ключевой ставки ЦБ, наращивание этого бизнеса кэптивными банками автоконцернов и общее восстановление рынка кредитования приведут к росту продаж в кредит.
Доля российских брендов в парке сокращается — на середину 2016 года их доля составляла порядка 41%. Это объясняется тем, что устаревшие российские модели (снятые с производства модели Lada, "Иж", "Москвич") замещаются бюджетными иномарками. Тенденция усиливается из-за растущей локализации иностранных концернов и выхода на рынок новых бюджетных моделей иномарок в субкомпактном и компактном классах внедорожников, пишут эксперты EY. Доля премиальных брендов в общей структуре продаж по-прежнему невысока — примерно 10% (в Европе по итогам 2016 года — 19%). Но эксперты полагают, что доля продаж премиальных брендов может расти в долгосрочной перспективе.
Аналитики полагают, что отрасль выйдет на "устойчивый" рост, в частности, за счет сохранения планов большинства иностранных автоконцернов по развитию в России, а также при сохранении господдержки. В EY уточняют, что само по себе прямое госсубсидирование спроса не устраняет фундаментальных недостатков отрасли, связанных с избытком мощностей, низкой локализацией, разницей в качестве между импортом и локальными комплектующими.
Для развития автопрома аналитики считают актуальной замену транспортного налога экологическим или перекладывание его в акциз на топливо, модернизацию транспортной инфраструктуры и другие меры по снижению стоимости владения автомобилем.
Как сообщалось ранее, концерн АвтоВАЗ и его основной акционер Renault представили российскому правительству "совместное видение ключевых элементов" стратегии развития автопрома.
Как сообщала Маркет Репорт ранее, по оценке Автостата, российский рынок легковых автомобилей в 2016 году сократился на 12% до около 1,4 млн шт.
MRC