Маркет Репорт -- В России вагоностроители закончат 2024 год с плюсом к 2023 году, поставив 66–71 тыс. вагонов, сообщает Коммерсант.
Однако по прогнозу информагентства Rollingstock Agency (RSA), в 2025 году выпуск сократится до 53–62 тыс. единиц, и до 2030 года будет прирастать только при самой благоприятной конъюнктуре товарных рынков и улучшении ситуации на сети.
RSA представило три сценария прогноза поставки вагонов на сеть ОАО "РЖД" до 2030 года. Во всех сценариях предполагается сохранение высокого спроса на российские удобрения, в нейтральном и пессимистическом сценариях он будет осложняться обострением конкуренции на мировом рынке, а в последнем — введением санкций. На мировых рынках углеводородов в нейтральном сценарии ожидается сохранение статус-кво, в позитивном — рост спроса и восстановление цен, а также логистические проблемы у конкурентов. Негативный сценарий предусматривает снижение спроса и цен, дальнейшее осложнение доступа к внешним рынкам и ограничение экспорта. На зерновом рынке позитивный сценарий предусматривает высокий спрос и высокие урожаи, негативный — санкции на российское зерно и низкие урожаи с 2027 года, и так далее.
Все три сценария предполагают, что в 2024 году поставки вагонов на сеть относительно 2023 года вырастут, но размер роста зависит от сценария — от 3,7%, до 66,4 тыс. единиц, до 10%, до 70,6 тыс. Все сценарии предполагают заметный рост поставок полувагонов и нефтебензиновых цистерн (на 34,8–42,7% и 28,1–46,2% соответственно). В сегменте хопперов ожидается сохранение роста спроса на хопперы-зерновозы, но резкое, на 44–53%, снижение поставок хопперов-минераловозов, что даст общий спад в сегменте на 4,3–10,3%.
В 2025 году прогнозируется снижение поставок на сеть новых вагонов на 12,6–20%, до 53,1–61,7 тыс. единиц. Снижение будет зафиксировано во многих родах подвижного состава с наиболее глубоким спадом в сегменте зерновозов — на 64–69,9%, а также крытых вагонов — на 27,4–41,6%. Небольшой — в пределах 3,9% — рост ожидается в поставках полувагонов.
В перспективе до 2030 года рост выпуска предусмотрен только в позитивном сценарии. В 2025–2027 годах объем поставок может увеличиться на 6,3% к 2021–2023 годам, до 186,4 тыс. единиц, в 2028–2030 годах — на 1,4% к 2024–2026 годам, до 188,9 тыс. штук. Нейтральный и негативный сценарии предполагают падение, достигающее 9% по 2025–2027 годам и 4% по 2028–2030 годам.
Прогноз RSA о будущем снижении выпуска совпадает с ожиданиями "Уралвагонзавода". В 2023 году вагоностроители выпустили 64 тыс. штук грузового подвижного состава. В соответствии с прогнозом УВЗ, выпуск грузовых вагонов в ближайшие годы пойдет на спад, но на сети железных дорог их будет все равно существенно больше, чем нужно.
В последние два года участились перебои с обеспечением вагонами-цистернами отгрузок нефтепродуктов и СУГ. Весной 2024 года ситуация ухудшилась. Так, производители сжиженных углеводородных газов (СУГ) с начала года не смогли отгрузить более 50 тыс. тонн продукции из-за того, что им перестало хватать цистерн-вагонов.
mrc.ru