Маркет Репорт -- Исходя из прогнозируемой чистой денежной прибыли на 2030 год, 121 из 465 проверенных нефтеперерабатывающих заводов находится под риском закрытия, говорится в прогнозе Wood Mackenzie.
В совокупности это составляет 20,2 млн баррелей в сутки нефтеперерабатывающих мощностей, или 21,6% мировых мощностей к 2023 году.
Будущая жизнеспособность нефтеперерабатывающих предприятий будет зависеть от сочетания факторов.
Во-первых, к концу десятилетия рентабельность нефтепереработки начнет снижаться, поскольку спрос на ископаемое топливо снизится. В странах ОЭСР спрос на транспортное топливо начнет падать с 2025 года, в то время как сворачивание бесплатных квот на выбросы углекислого газа также повлияет на чистую денежную прибыль Европы, начиная с 2030 года.
К 2027 году в Китае произойдет пик спроса на жидкость, который начнет падать, поскольку страна активно электрифицирует свой автомобильный транспорт. Страны, не входящие в ОЭСР, будут иметь рост спроса после 2030 года, но их нефтеперерабатывающие заводы не будут застрахованы от падения мирового спроса на транспортное топливо.
Хотя интеграция нефтехимии может помочь сделать нефтеперерабатывающие заводы более прибыльными, к 2030 году на долю интегрированных предприятий будет приходиться почти половина мировых мощностей, находящихся под угрозой. Предприятия в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Китае, в частности, мало выигрывают от нефтехимической интеграции, поскольку объемы нефтехимической продукции часто ограничены и в основном сосредоточены на ароматических углеводородах, которая страдает от хронического избытка предложения.
Во-вторых, в будущем налоги на выбросы углерода могут составлять значительную часть эксплуатационных расходов, в зависимости от конкретных выбросов конкретного объекта. Местоположение будет ключевым фактором в этом отношении, поскольку в отсутствие международного соглашения о ценах на выбросы углерода ставки будут варьироваться в зависимости от региона.
В целом, большая часть подверженных риску мощностей принадлежит национальным нефтяным компаниям, независимым и совместным предприятиям (СП). Из трех типов будущее нефтеперерабатывающих заводов считается более безопасным, чем будущее независимых нефтеперерабатывающих заводов и совместных предприятий, поскольку правительства принимающих стран, скорее всего, будут поддерживать актив, даже если он убыточен.
Хотя нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие международным нефтяным компаниям (МНК), как правило, подвергаются меньшему риску, высокая стоимость выбросов углекислого газа в Европе означает, что предприятия, принадлежащие МНК, составляют значительную часть объектов, находящихся под угрозой в регионе. Автономные объекты с высоким уровнем выбросов, как правило, первыми закрываются или продаются.
Будет иметь значение стратегическая ценность актива. Для нефтеперерабатывающих заводов важным фактором будет мнение принимающего правительства о его роли в экономике в целом. Во внимание принимаются изменения в чистой торговой позиции страны в случае закрытия объекта, а также вклад активов в безопасность внутренних поставок.
По мере роста давления со стороны заинтересованных сторон и все большей приверженности правительств к энергетическому переходу налоги, льготы и правила для секторов с большими выбросами, включая нефтепереработку, будут соответствующим образом скорректированы. Учитывая, что их продукция по своей природе является выбросоемкой, нефтеперерабатывающим предприятиям необходимо будет проводить широкомасштабные стратегии по ограничению подверженности рискам переходного периода.
Согласно обзору СканПласт, по итогам 2023 года в России расчетное потребление полиэтилена (без учета экспорта в Беларусь и Казахстан) составило 3 109,15 тыс. тонн, что на 25% больше показателя за аналогичный период годом ранее. Выросли поставки ПНД и ЛПНП со стороны российских производителей. Поставки полипропилена на российский рынок по итогам 2023 года составили 1 579,31 тыс. тонн (рассчитано по формуле производство + импорт – экспорт и без учета экспорта в Беларусь и Казахстан), что на 12% больше показателя годом ранее.
mrc.ru