Маркет Репорт -- Проект постановления Совмина, подготовленный МЖКХ и вынесенный на общественное обсуждение, предусматривает существенное повышение платы за сбор сложноперерабатываемых отходов упаковки, расширяет перечень облагаемых товаров и видов упаковки и корректирует список субъектов, освобожденных от уплаты сбора, сообщает Neg.by.
Проектом предусмотрены корректировки в постановление Совмина от 30.06.2020 № 388 "Об обращении с отходами товаров и упаковки". Предлагаемые нововведения затрагивают ставки сбора, перечень товаров и условий освобождения.
К таким видам относится упаковка: из поливинилхлорида (ПВХ) с маркировкой PVC или V и (или) цифровым кодом 03 или 3; из полистирола с маркировкой PS и (или) цифровым кодом 06 или 6; из других видов пластмасс с маркировкой O или OTHER и (или) цифровым кодом 07 или 7, 8–19.
По видам это пленка из ПВХ, из многослойных материалов, мешки (пакеты) из любых материалов, кроме полиэтилена, коробки, ящики, лотки (подложки), стаканчики и аналогичные изделия для упаковки из полистирола, поливинилхлорида, других видов пластмасс, многослойная упаковка, упаковка типа тетрапак.
Для них сбор предполагается увеличить в 2 раза — до 720 руб. за 1 тонну.
В перечень дополнительно включаются: мешки и пакеты упаковочные, из химических текстильных материалов, из полос или лент или аналогичных форм из полиэтилена или полипропилена, кроме промышленной упаковки; декоративные пластиковые изделия для праздников, включая искусственные ели; части кондиционеров; группа товаров "Текстильные изделия и обувь", включающая одежду б/у и обувь из резины, пластмассы, искусственных материалов.
Социально значимые товары (мясо, молочные продукты, яйца, хлеб, макароны, крупы, сахар, соль и др.) сохранят освобождение от сбора только при использовании перерабатываемых видов упаковки.
Освобождение от сбора планируется распространить на: производителей и поставщиков строительных изделий и строительных материалов, классифицируемых кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9 ТН ВЭД ЕАЭС, используемых в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций, в организациях, основным видом деятельности которых является строительство.
Производителей товаров и упаковки, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период и сумма начисленных инвалидам выплат за истекший квартал составляет не менее 20% в общей сумме начисленных выплат за этот же квартал.
Норма касается организаций — переработчиков отработанных масел, бумаги, картона и полимеров. Предлагается пересмотреть порядок расчета процента использования отходов и исходить лишь из количества использованных отходов к количеству произведенной продукции (без учета использования других видов сырья и материалов).
Также предлагается при расчете количества используемых отходов исключить собственные отходы производства — чтобы стимулировать переработчиков к их сокращению.
По данным разработчиков, у предприятий мясо-молочной отрасли доля упаковки из ПВХ, полистирола, комбинированных видов материалов составляет порядка 20% от общего объема. При этом молочными заводами используется около 5%, а мясокомбинатами — около 80% такой упаковки. По информации мясокомбинатов, искусственные оболочки для колбасных изделий не имеют перерабатываемых аналогов. Хлебозаводами и пекарнями используется около 13% неперерабатываемой упаковки, при этом имеется возможность использования упаковки из перерабатываемых видов пластмасс.
У предприятий Белгоспищепрома аналогичная доля неперерабатываемой упаковки. Для примера в обосновании к постановлению приводятся расчеты для организаций консервной отрасли — ОАО "Гамма вкуса" и ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат". Прогнозируется, что предусмотренные меры могут привести к снижению прибыли от реализации — на 5,8%, чистой прибыли — на 3,8%. Повышение себестоимости, по расчетам разработчиков, может привести к росту розничных цен для потребителей в среднем на 0,15% на единицу продукции.
Концерн "Беллегпромом" продвигал инициативу по установлению высокой ставки сбора, чтобы ограничить поток секонд-хенда и дешевой импортной обуви из искусственных материалов. На группу товаров "Текстильные изделия и обувь" предлагалось повысить ставку до 10 тыс. и 15 тыс. руб. соответственно. Но разработчик предлагает установить плату в размере 720 руб. за тонну одежды, бывшей в употреблении, и 180 руб. за тонну обуви из искусственных материалов. В этом случае влияние на уровень розничных цен будет в среднем +2,1% и +0,6% соответственно.
В случае принятия постановление вступит в силу с 1 апреля 2026 гоода. Его общественное обсуждение проводится с 8 по 18 декабря 2025 года.
Ранее сообщалось, что Общественная палата России разработает меры по сокращению маркетплейсами объемов используемых упаковочных материалов, используемых при доставке грузов. Возможными мерами называются введение экосбора для онлайн-магазинов и продавцов, а также переход на унифицированную упаковку.
mrc.ru