МОСКВА (Маркет Репорт) -- Фрахтовые ставки для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) в октябре более чем удвоились по сравнению с сентябрьскими, превысив USD200 тыс. в сутки на тихоокеанском направлении и приблизившись к USD140 тыс. на атлантическом, сообщил Коммерсант.
Аналитики объясняют скачок высокими ценами на газ и нехваткой танкеров. При этом наблюдается заметный ценовой разрыв в ставках на перевозку СПГ в Европу и в Азию. Его связывают с более высокими ценами на газ в Азии на фоне энергодефицита в Китае, что делает регион более привлекательным и ведет к росту спроса на тихоокеанские суда.
Ставки на фрахт СПГ-танкеров в октябре выросли более чем вдвое. Так, по данным Baltic Exchange, перевозка австралийского СПГ танкером вместимостью 180 тыс. кубометров в Токио, обходившаяся в октябре 2020 года в USD76 тыс. в сутки, 28 сентября этого года стоила USD98 тыс. в сутки, 5 октября - уже USD123 тыс., а 19 октября - USD262 тыс. в сутки.
Рост фрахтовых ставок на спотовом рынке отмечается при доставке СПГ не только в порты Тихого океана, но и Атлантического.
По данным ценового агентства Spark Commodities, ставка дневного фрахта танкера вместимостью 160 тыс. кубометров для поставок в порты Тихого океана 19 октября составила USD202,5 тыс. в сутки, в порты Атлантического океана - USD138,2 тыс. в сутки, что, по оценкам аналитиков, стало максимумом с середины января 2021 года.
Существенный ценовый разрыв между фрахтовыми ставками на танкеры, работающими на атлантическом и тихоокеанском направлениях, обусловлен, по мнению консультанта Vygon Consulting Ивана Тимонина, конъюнктурой на рынке газа. На фоне дефицита энергоресурсов в Китае, который обслуживается тихоокеанскими танкерами, существенно выросла величина так называемой азиатской премии - разницы в стоимости природного газа в Азии и Европе, объясняет эксперт. Сейчас она, по его словам, составляет USD5,7 за MBTU, а в некоторые дни превышала USD10.
"Это делает АТР более привлекательным направлением для поставщиков газа, что, в свою очередь, повышает спрос на тихоокеанские танкеры", - говорит он.
Ранее отмечалось, что стоимость морских перевозок достигла в конце июля текущего года пятилетнего максимума. Так, мировой контейнерный индекс (WCI, World Container Index), публикуемый международным аналитическим агентством Drewry, по состоянию на 29 июля составил USD9 330 за перевозку стандартного 40-футового контейнера (FEU), что является максимальным значением индекса как минимум за последние пять лет и на 368% выше, чем в июле прошлого года. А в начале октября ставки перевозок грузов между Европой и Азией по морю и на самолетах впервые почти сравнялись.
Также сообщалось, что в июне ЗапСибНефтехим (входит в структуру СИБУРа), крупнейший в РФ завод по производству полимеров, начал поставлять продукцию в Латинскую Америку, Юго-Восточная Азия (ЮВА), Африку и ЮАР. Отмечается, что рыночные факторы и конъюнктура на мировом рынке начала 2021 года, привлекшие к дефициту полимеров в разных регионах, способствовали расширению географии продаж ЗапСибНефтехима. Также, продукция комплекса поставляется по всей России, в страны СНГ и Европы, Турцию и Китай.
Согласно ДатаСкопу компании Маркет Репорт, импортные поставки ПЭ в Россию сократились по итогам января - августа текущего года на 11% и составили 391,9 тыс. тонн. Основное снижение внешних поставок пришлось на полиэтилен низкого давления (ПНД). Вместе с тем, импорт ПП в Россию вырос по итогам восьми месяцев текущего года на 16% в сравнении с показателем годом ранее и составил 165,8 тыс. тонн. Основной прирост внешних поставок пришелся на сополимеры пропилена.
MRC