ЦБ России ожидает роста экономики до 1,8% в I квартале 2018 года


МОСКВА (Маркет Репорт) -- В I квартале 2018 года российская экономика в годовом выражении вырастет на 1,5–1,8%, прогнозирует Банк России в информационно-аналитическом комментарии, сообщают Ведомости.

В январе рост экономической активности возобновился после ее снижения в конце года под влиянием временных факторов, а потребительский спрос продолжил расширяться на фоне роста зарплат и увеличения розничного кредитования, указывает ЦБ. Расширение совокупного спроса продолжит поддерживать производственную активность, не оказывая чрезмерного инфляционного давления, прогнозирует регулятор. В I квартале рост потребительской активности продолжится.

Темпы роста промышленности в январе в годовом выражении увеличились до 2,9%, что частично связано с временными факторами, отмечает ЦБ. Регулятор ожидает, что в феврале - марте расширение промпроизводства продолжится более низкими темпами в условиях дальнейшего увеличения совокупного спроса. В целом позитивные настроения компаний будут стимулировать инвестиционную активность, считают эксперты ЦБ.

По данным Росстата, в 2017 году экономика России выросла на 1,5%. В 2018 году ЦБ прогнозирует рост ВВП страны на 1,5-2%, Минэкономразвития – на 2,1%.
MRC

Правительство России утвердило стратегию развития автопрома

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Спустя два года обсуждений правительство наконец утвердило стратегию развития автопрома, сообщает Коммерсант.

Документ готовится к подписанию, и по сравнению с его последней версией от декабря 2017 года его концепция мало изменилась. Упор делается на сохранение господдержки в прежних объемах (в 2017 году — 62,3 млрд руб.), но ее планируется направить на новые технологии, НИОКР, развитие производства автокомпонентов.

27 февраля на совещании у премьера Дмитрия Медведева была утверждена стратегия развития автопрома. В Минэкономики и Минфине, главы которых были на совещании, а также в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича ситуацию не комментировали. На совещании было принято решение поддержать перспективные направления автотранспорта и технологий, разрабатываемые и реализуемые в РФ. Примерно о том же в кратком публичном выступлении говорил и господин Медведев, отметивший также необходимость учесть привлечение инвестиций в производство комплектующих, "чтобы у автопрома формировалась база местных поставщиков и появился долгосрочный спрос на российские инженерные кадры, исследования и разработки". Еще один источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что стратегия "готовится к подписанию".

Стратегию развития автопрома отрасль ждет более двух лет: Владимир Путин поручал подготовить ее к марту 2016 года. В начале этого года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) заявила, что впервые не готова представить прогноз по рынку на год из-за неопределенности — в частности, из-за отсутствия стратегии и ясности с новым инвестрежимом.

Последняя известная версия — от 22 декабря 2017 года. С тех пор она обновлялась, но не принципиально. Так, в декабрьской версии в цели стратегии входит покрытие 80–85% внутреннего спроса производителями РФ и поставка 12–14% машин на экспорт. Объем экспорта в деньгах должен вырасти в 3,6 раза, до 272 млрд руб. в 2025 году. Также планируется, что до 2025 года объем господдержки сохранится на уровне 2017 года — 62,3 млрд руб. При этом к 2020 году поддержка будет направлена только на новые продукты (газомоторный и электротранспорт, автономные машины, подключенный к сети транспорт). Сейчас большая часть субсидий идет на прямое стимулирование спроса через скидки или льготные кредиты.

Также в стратегии планировалось углублять локализацию производства, заняться развитием национальных производителей комплектующих, обозначена необходимость разработки критических технологий и новых продуктов мирового уровня. О важности развития отрасли автокомпонентов в Минпромторге говорят с момента девальвации рубля в конце 2014 года, но серьезных успехов пока не было. Сейчас список мероприятий помимо субсидирования включает «формирование отраслевых приоритетов» по локализации компонентов — в частности, отсутствующей системы «мониторинга глубины локализации». При этом высок риск нехватки компетенций и инвестиций для развития выпуска компонентов, НИОКР и экспорта.

Автопроизводителей РФ планируется стимулировать к углублению локализации. Государство берет на себя, в частности, "участие в приоритизации компонентов для локализации» — это не раз вызывало недовольство в автоконцернах. Минпромторг предлагал подписывать специнвестконтракты (СПИК), и инвестор обязан выбрать из списка министерства, что именно он будет локализовывать. Стимулом станут изменения в постановление 719: оно определяет набор операций для доступа к госсубсидиям. К 2025 году средний уровень локализации легковых автомобилей должен составить 70–75%, коммерческих — 75–85%.

По словам главы Минпроторга Дениса Мантурова, в документе закреплен "отказ от расчета уровня локализации в процентах и переход к учету конкретных требований по выполнению технологических операций в производстве двигателей, коробки переключения передач и систем электронной архитектуры автомобиля". Также перед производителями поставят задачу довести минимальный уровень затрат на НИОКР в России до 5% от выручки, проект учитывает и необходимость развития компетенций для перспективных электромобилей, подключенных и автономных автомобилей.

СПИК по-прежнему вызывают споры, так как создают неравные условия для уже проинвестировавших компаний и новых участников рынка. Углубление локализации подается как один из ключевых факторов развития производства и технологий. Но подписываются "прямо противоречащие целям и задачам стратегии СПИК, например, Daimler, BMW, Mazda Sollers, по которым локализация даже ниже, чем в первых соглашениях о промсборке, а инвесторы будут получать те же или даже большие субсидии", подчеркивает он. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting не считает возможной локализацию выше 75% — по многим компонентам будет вопрос экономической целесообразности их производства.

Ранее сообщалось, что в 2017 году с российских конвейеров сошло 1,4 млн легковых автомобилей — это на 21% больше, чем годом ранее.
MRC

Импорт ПНД в Европу упал в декабре 2017 года на 7,45% - Евростат

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Импортные поставки полиэтилена низкого давления (ПНД) на европейский рынок сократились в декабре прошлого года на 7,45% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года - до 80,07 тыс. тонн, сообщил ICIS со ссылкой на данные статистического агентства Евростат.

В декабре же 2016 года данный показатель находился на уровне 86,52 тыс. тонн.

Между тем, экспортные поставки ПНД из Европы на другие мировые рынки выросли за отчетный период на 7,1% и составили 88,52 тыс. тонн против 82,66 тыс. тонн в декабре 2016 года.

Ранее отмечалось, что импорт этилена (сырья для производства полиэтилена) на европейский рынок упал в декабре 2017 года на 25,3% по отношению к тому же периоду годом ранее - до 20,72 тыс. тонн, в то время как в декабре 2016 года этот показатель составил 27,74 тыс. тонн.

Согласно ДатаСкопу компании Маркет Репорт, в декабре 2017 года внешние поставки ПНД в Россию сократились до 28,9 тыс. тонн против 31 тыс. тонн месяцем ранее, местные компании снизили объемы закупок пленочного ПНД на Украине. В целом, за весь прошлый год суммарный объем импорта ПНД достиг 261,3 тыс. тонн против 153,6 тыс. тонн годом ранее, длительные профилактические простои нескольких производств и сокращение выпуска на Нижнекамскнефтехиме стали основной причиной роста объемов импорта.
MRC

PTTGC возобновила производство ПНД в Таиланде

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Таиландская PTT Global Chemical (PTTGC), ведущая азиатская нефтехимическая компания, в понедельник, 1 марта возобновила на заводе №1 производство полиэтилена низкого давления (ПНД) в Мап Та Футе (Map Ta Phut, Таиланд) в рамках проведения плановых профилактических работ, сообщил ICIS источник, близкий к компании.

По его словам, ремонтные работы на данном предприятии мощностью 250 тыс. тонн ПНД в год начались 15 февраля 2018 года.

Первоначально же компания планировала закрыть завод в Мап Та Футе на ремонт 17 августа 2017 года, затем перенесла остановку на 31 августа, а в последний раз отложила профилактику до ноября-декабря текущего года. Однако на этот раз компания снова приняла решение перенести ремонт на заводе ПНД № 1 в Мап Та Футе на первый квартал 2018 года в связи с ожидаемой нехваткой материала на рынке, сказал источник.

Ранее отмечалось, что PTTGC в мае 2017 года останавливала данный завод ПНД в Мап Та Футе, на котором компания проводила техническое обслуживание в течение примерно 15-ти дней - до июня.

Компания также управляет еще двумя заводами ПНД на той же площадке суммарной мощностью 550 тыс. тонн в год.

Согласно Ценовому обзору ICIS-MRC, на российском рынке, со слов клиентов компании, Нижнекамскнефтехим планирует возобновить производство ПНД не ранее второй половины апреля. Сейчас предприятие нарабатывает ЛПНП. Годовая мощность производства составляет 210 тыс. тонн.

PTT Global Chemical (PTTGC) была основана 19 октября 2011 года после объединения PTT Chemical Company и PTT Aromatics and Refining Company с целью стать флагманом химической группы PTT. В результате интеграции общая мощность компании по производству олефинов и ароматических соединений достигла 8,2 млн. тонн в год, а нефтепродуктов - 280 тыс. баррелей в день, что делает ее крупнейшей интегрированной нефтехимической и нефтеперерабатывающей компанией не только Таиланда, но и Азии.
MRC

Shenhua Ningxia закрыла завод бутадиена после пожара на хранилище этилена

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Китайская Shenhua Ningxia Coal Industry Group (SNCG), "дочка" одного из крупнейших производителей нефтехимической продукции в стране - Shenhua Group, 1 марта незапланированно остановила производство на новом заводе по выпуску бутадиена в провинции Нинся (Ningxia province, Китай), сообщил ICIS источник рынка.

По его словам, компания была вынуждена закрыть данное предприятие мощностью 65 тыс. тонн бутадиена в год из-за пожара на хранилище этилена, который вспыхнул 28 февраля.

Компания не дала комментариев по поводу причины пожара.

Сроки возобновления работы завода бутадиена пока не определены, добавил источник.

Ранее отмечалось, что Shenhua Ningxia ввела в эксплуатацию новый завод бутадиена в провинции Нинся в конце ноября прошлого года. На новом комплексе на северо-западе Китая компания производит этилен, пропилен, бутадиен и производные продукты.

Как сообщала компания Маркет Репорт, Shenhua Ningxia также из-за пожара на резервуаре с этиленом 1 марта закрыла завод полиэтилена низкого давления (ПНД)/линейного полиэтилена (ЛПНП) мощностью 450 тыс. тонн на той же площадке и снизила загрузку мощностей на заводе по выпуску полипропилена (ПП) мощностью 600 тыс. тонн.

Ранее также отмечалось, что новый завод ПЭ Shenhua Ningxia в провинции Нинся, как и новый завод ПП компании на той же площадке, был открыт 28 ноября 2017 года.

Бутадиен является одним из основных сырьевых составляющих для производства акрилонитрил-бутадиен-стирола (АБС).

Согласно Ценовому обзору ICIS-MRC, в декабре прошлого года импорт АБС в Россию составил 2,2 тыс. тонн против 2,7 тыс. тонн месяцем ранее. Поставки снизились на 17% относительно уровня декабря 2016 года.
По итогам же 2017 года в целом импорт АБС на российский рынок увеличился на 5% до 30,3 тыс. тонн против 29,0 тыс. тонн годом ранее.

Shenhua Ningxia Coal Industry Group Co., Ltd. (SNCG) занимается добычей угля, его переработкой, производством нефтехимической продукции и др.
MRC