МОСКВА (Маркет Репорт) -- Российский авторынок в 2015 году упал на 36% - до 1,6 млн автомобилей, следует из предварительной статистики источников Коммерсанта на авторынке.
Официальные данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по продажам легковых автомобилей и LCV в 2015 году будут опубликованы 14 января. Оценка собеседников издания оказалась чуть выше прогнозов АЕБ, где в октябре ожидали падения в 2015 году на 37% - до 1,57 млн машин.
Участники отрасли ждали худшего, если бы не относительно хороший спрос в минувшем декабре, который, в частности, возник на опасениях роста цен на машины с нового года. Прогнозы на 2016 год пока пессимистичны - дилеры и автопроизводители надеются, что спрос останется на уровне 2015 года, но допускают и продолжение падения на фоне негативной ситуации в экономике.
Российский авторынок падает уже третий год подряд, и, несмотря на активную господдержку, никто из игроков не ждал, что в 2015 году удастся избежать обвала продаж. Более того, в последнем квартале рынок ждал значительно более негативных результатов продаж, чем фактический уровень. Например, после того как в октябре автопродажи рухнули на 38,5% - до 129,9 тыс. машин, PwC ожидала сокращения российского авторынка на 45% - до 1,28 млн автомобилей.
В декабре прошлого года, по данным источников "Коммерсанта" было продано 146,2 тыс. машин. Это на 46% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, но тогда на автомобили был ажиотажный спрос из-за резкой девальвации рубля.
В 2016 году большинство игроков в лучшем случае ждут стабилизации рынка на прошлогоднем уровне, а в худшем - продолжения падения.
По последнему прогнозу PwC, восстановление российского авторынка до уровня 2012 года произойдет лишь к 2022 году. По базовому сценарию в 2016 году будет продано примерно 1,3 млн машин, по оптимистическому - 1,4 млн. При ухудшении макроэкономической конъюнктуры и отсутствии господдержки рассчитан и пессимистический прогноз - обвал рынка до 1,1-1,15 млн штук.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" согласен, что в этом году ситуация оптимизма не внушает, причем если еще осенью эксперт полагал, что авторынок в 2016 году может выйти в рост на 5–10%, то сейчас прогнозирует его объемы на уровне прошлого года или небольшого сокращения продаж.
Ранее отмечалось, что в начале 2015 года лидер рынка АвтоВАЗ прогнозировал сокращение внутреннего автомобильного рынка на 19% - до 1,9 млн автомобилей.
Как сообщала компания Маркет Репорт, в августе прошлого года российский автомобильный рынок занял второе место в Европе, уступив только Германии, по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (EACM). С начала 2015 года по итогам ежемесячных продаж, российский рынок был только пятым, пропуская вперед помимо Германии также Францию, Великобританию и Италию, следует из статистики EACM.
MRC