МОСКВА (Маркет Репорт) -- ОАО РЖД планирует за пять лет в четыре раза увеличить объем транзита контейнеров - до 4 млн тонн TEU в 2027 году, сообщил Коммерсант.
Участники рынка согласны с наличием у России такого потенциала, но не все считают возможным реализовать его так быстро. Проблемами остаются нехватка пропускной способности инфраструктуры, терминалов, а также несогласованность работы железнодорожных администраций. По мнению аналитиков, для выхода на 4 млн TEU потребуется привлечение дополнительных мощностей Транссиба, что затронет интересы экспортеров угля.
ОАО РЖД планирует увеличить объем транзитных железнодорожных перевозок контейнеров почти вчетверо.
"Перевозка более миллиона контейнеров в 2021 году заставила нас более серьезно подойти к формированию дальнейших действий. Сейчас готовим программу, чтобы выйти на цифру 4 млн контейнеров в транзите," - сообщил заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.
Для этого нужно развивать не только российские пограничные пункты, но и казахстано-китайские, искать совершенно другие точки выхода в Европу, добавил топ-менеджер. Он пояснил, что ОАО РЖД хотелось бы достичь этих цифр в 2025 году, но потребуется много дополнительных инвестиций - в первую очередь в терминалы, поэтому программа рассчитана до 2027 года.
В 2021 году ОАО РЖД вышло на исторический максимум в перевозках контейнеров: 6,5 млн TEU (рост на 12% к 2020 году), исходно это плановый показатель 2025 года.
Транзитные же перевозки составили 1,116 млн TEU (рост на 34%). Объем перевозок через железнодорожные пункты пропуска с Китаем и Монголией и через порты Дальнего Востока растет быстрее, чем основной транзитный маршрут - через Казахстан (оператор - ОТЛК ЕРА), отметил А. Шило. Так, транзит контейнеров через Достык и Алтынколь в Казахстане увеличился на 26%. При этом транзит контейнеров через Забайкальск вырос на 68%, через Наушки - втрое, через порты Дальнего Востока - в 27 раз, до 20,7 тыс. TEU.
"Мы ожидаем, что транзитные перевозки в ближайшие годы продолжат расти двузначными темпами, однако они замедлятся на фоне высокой базы 2021 года. Основными барьерами могут стать инфраструктурные вопросы как на российской, так и на зарубежных сторонах, геополитические риски, спрос на транспортировку, субсидирование со стороны Китая и уровень ставок на альтернативных маршрутах", - говорит директор по стратегии и развитию группы FESCO Максим Шишков.
Ранее отмечалось, что в августе прошлого года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, упрощающий процедуру подтверждения права на нулевой НДС при экспорте товаров. В частности, правки в ст. 165 Налогового кодекса предусматривают отмену требования о наличии отметок таможенных органов для документального подтверждения права на нулевую ставку налога. Речь идет о вывозе товаров морскими и речными судами. Эта мера является частью "дорожной карты" правительства по трансформации делового климата в части упрощения процедур экспорта.
Также сообщалось, что в июне ЗапСибНефтехим (входит в структуру СИБУРа), крупнейший в РФ завод по производству полимеров, начал поставлять продукцию в Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию (ЮВА), Африку и ЮАР. Отмечается, что рыночные факторы и конъюнктура на мировом рынке начала 2021 года, привлекшие к дефициту полимеров в разных регионах, способствовали расширению географии продаж ЗапСибНефтехима. Также, продукция комплекса поставляется по всей России, в страны СНГ и Европы, Турцию и Китай.
Согласно СканПласту компании Маркет Репорт, расчетное потребление ПЭ в России составило по итогам одиннадцати месяцев 2021 года 2 265,29 тыс. тонн, что на 14% больше показателя за аналогичный период годом ранее. Выросли поставки всех видов полимеров этилена. Поставки же ПП на российский рынок по итогам января - ноября прошлого года составили 1 363,85 тыс. тонн, что на 25% больше показателя предыдущего года. Выросли поставки гомополимера пропилена (ПП-гомо) и блок-сополимера пропилена (ПП-блок). Предложение литьевого стат-сополимера пропилена (ПП-рандом) существенно сократилось.
MRC