МОСКВА (Маркет Репорт) -- В 2017 году в рамках процедур госзакупок автомобилей и спецтехники в РФ было потрачено более 44,5 млрд руб, сообщает Коммерсант.
В лидерах, как и в прошлом году, оказались российские бренды — КАМАЗ , УАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ, что объясняется требованиями по локализации автомобилей в РФ. Судя по статистике, госсектор является существенным, но не ключевым покупателем и российских машин, и производимых в РФ моделей иностранных автоконцернов. Среди последних у госструктур наиболее популярны Ford, Toyota и Mercedes-Benz.
В лидерах закупок ведомств оказались УАЗ (входит в Sollers Вадима Швецова) — 4320 автомобилей на 4,45 млрд руб., группа ГАЗ Олега Дерипаски — почти 2 тыс. машин на 4,32 млрд руб. (с учетом «Уралов») и АвтоВАЗ (подконтролен СП Renault-Nissan и Ростеха) — 6396 машин на 3,24 млрд руб. Наибольшую выручку от закупок получил КАМАЗ — 2,72 млрд руб.,— продавший 505 грузовиков, группа ГАЗ выручила с учетом "Уралов" 2,27 млрд руб. за 1,1 тыс. машин, на третьем месте — УАЗ (1110 машин за 912,4 млн руб.). При этом в обоих рейтингах значительная часть закупок проведена без указания марки машин.
"Наибольшая конкуренция развернулась среди отечественных марок,— отметил гендиректор "РТС-тендера" Владимир Лишенков.— Модели Lada лидируют по количеству приобретаемых машин с долей 27% и средней ценой около 0,5 млн руб., тогда как средняя цена автомобилей УАЗ (лидер сегмента) — порядка 1 млн руб.".
Из иностранных автоконцернов (в том числе с локализацией производства в РФ) наибольшую выручкуполучили Ford (1114 машин почти на 2 млрд руб.), Toyota (586 автомобилей за 910,1 млн руб.) и Skoda (688 машин на 762,3 млн руб.). По 223-ФЗ больше потрачено на модели Toyota (294 автомобиля за 606,7 млн руб.), Mercedes-Benz (123 машины за 495,8 млн руб.) и Hyundai (135 машин за 445,7 млн руб.). В FordSollers (СП Sollers и Ford) уточнили, что локальное производство семи моделей позволяет бренду участвовать в тендерах на госзакупки. В 2017 году основная часть пришлась на коммерческие автомобили, в частности, на Ford Transit. В целом на «предприятия госсектора пришлось свыше 18% корпоративных продаж модели», говорят в СП, самые крупные заказчики — "Почта России" (675 фургонов) и Минпромторг (295 школьных автобусов).
В КАМАЗе пояснили, что «прямые закупки из госбюджета дают не больше 3–4% от годового объема, остальные продажи идут по конкурентным процедурам, в том числе объявленным госкомпаниями. Доля крупных корпоративных клиентов КамАЗа, по оценке концерна, составляет 20–40% от продаж (в кризис на крупные компании приходится больше). В компании добавили, что в ряде тендеров участвуют дилеры КАМАЗа или "партнеры—производители спецтехники" и о таких продажах в концерне "зачастую даже не знают".
Ранее сообщалось, что КАМАЗ, крупнейший российский производитель грузовых автомобилей, в 2017 году получил более 3 млрд рублей чистой прибыли по РСБУ, что в 2,5 раза выше показателей 2016 года.
Тогда как втоВАЗ сообщил, что его чистый убыток по МСФО в 2017 году сократился в 4,6 раза и составил 9,7 млрд руб.
Ранее сообщалось, что в 2017 году с российских конвейеров сошло 1,4 млн легковых автомобилей — это на 21% больше, чем годом ранее.
MRC