Маркет Репорт -- Почти 70% одежды в мире полностью или частично производится с использованием синтетических полимерных материалов, согласно данным неправительственной организации "Е-ЦИРКУЛАР", говорится в корпоративном издании СИБУРа.
Современные ткани из полимерных нитей и волокон отличаются прочностью, эластичностью, малой усадкой, несминаемостью, легкостью, устойчивостью к износу и воздействию микроорганизмов.
Более двух третей тканей содержат полиэстер (ПЭТ), акрил и полиамид (нейлон). По статистике за 2020 год, чтобы покрыть потребности текстильной промышленности, в мире было произведено около 60 млн тонн полимерных волокон.
Среди самых известных полимерных материалов, из которых делают повседневную одежду: полиамидные — анид, капрон, нейлон; полиуретановые — неолан, лайкра, спандекс; поливинилспиртовые — мтилан, куралон, винол; полиэфирные — лавсан, полиэстер; полиолефиновые — текмилон, дайнема, спектра. Немалым спросом пользуются и водоотталкивающие покрытия для натуральных тканей, которые производятся на основе поливинилхлорида, полиуретана и других, более сложных полимерных соединений.
Российские предприятия ищут оптимальные технологические решения для производства синтетических тканей. Положительная динамика развития отрасли и наличие основных видов отечественного полимерного сырья позволяют рассчитывать на постепенное замещение импортных тканей не менее качественными российскими.
Потенциал для локализации огромен: годовой объем российского рынка моды составляет около USD40 млрд (3,5 трлн руб.). Ежегодное потребление полиэфирного волокна, которое является одним из основных видов сырья для производства нитей и тканей, составляет, по разным оценкам, от 0,3 до 0,5 млн тонн. За импортные ткани и одежду с содержанием полиэфирных волокон и нитей покупатели платят около USD8 млрд в год.
Высокий спрос на спецодежду для работников многих профессий стимулировал значительный рост ее производства, что гарантирует востребованность материалов из полиэстера, полиэфира и ПВХ, а также тканей из ацетатных, триацетатных, полиэфирных и других нитей.
Значимость и перспективы развития этого сегмента подчеркивает тот факт, что в апреле 2024 года президент России поручил разработать меры по увеличению ассортимента спецодежды и применяемых в ее составе полимерных тканей и нетканых полотен.
Компания СИБУРа помогла сибирскому бренду экологичных очков Brevno создать уникальную коллекцию: очки с пластиковыми оправами из полимеров с вовлечением вторичного сырья на основе марочного ассортимента Vivilen. Основу коллекции составляют 12 моделей оправ в пяти цветах.
В 2024 году в России было выпущено около 26 тыс. оправы и арматура для очков, что на 11% меньше показателя 2023 года. В тоже время производство очков для коррекции зрения, защитных и прочих было выпущено около 1,8 млн шт, что на 54% меньше прошлогоднего результата.
Самым известным экологическим fаshion-проектом СИБУРа стало создание капсульной коллекции современной одежды из переработанного пластика совместно с модным брендом WOS. Эту коллекцию, относящуюся к классу luxury, модельеры разрабатывали в сотрудничестве с исследовательским центром СИБУР ПолиЛаб, а для упаковки одежды они выбрали многоразовые пакеты из Vivilen.
Для России опыт сотрудничества крупной нефтехимической компании с брендом одежды стал сенсацией. "У российских дизайнеров есть запрос на синтетические ткани, — сказал создатель бренда WOS Андрей Артемов. — И мы готовы закупать их в России, если это будет достойное и конкурентоспособное качество, если они будут нам по карману и будут сделаны в срок и в нужном объеме. Это было бы классно и интересно, потому что у дизайнеров сократятся расходы на логистику".
Сотрудничество с WOS подтвердило, что в России есть проблемы с производством волокон и тканей из вторичного сырья. Это стало для СИБУРа стимулом к разработке соответствующих технологий и к поиску партнеров в текстильной промышленности.
Фурнитура, в том числе швейная, — динамично развивающееся, а главное, открытое направление для инвестиций. В этом сегменте стабильно работают порядка 15 относительно крупных российских компаний, которые покрывают около 40% потребностей внутреннего рынка, но лидирующие позиции занимают пока лишь в производстве пальтовых пуговиц, согласно данным РСХ.
При этом после ухода европейских брендов свободной и остро востребованной остается ниша высокотехнологичной фурнитуры для спортивной и профессиональной одежды, требующая современных материалов, а также интересных инженерных и дизайнерских решений.
В 2024 году в России было выпущено около 220 млн пуговиц и 16 млн пог. м молний-застежек. Меры господдержки легкой промышленности пока недостаточны. В то же время крупные поставщики сырья, заинтересованные в развитии отрасли, готовы оказывать содействие производителям синтетических тканей, обуви и аксессуаров.
Дивизион "Потребительские товары" СИБУРа намерен совместно с партнерами разрабатывать решения для развития производства повседневной и специализированной одежды, а также обуви, аксессуаров и профессиональных средств индивидуальной защиты.
В качестве инструментов поддержки СИБУР предлагает широкий марочный ассортимент сырья, совместные НИОКР, доступ к лабораторным исследованиям, технические и экспертные консультации, а также комплексные программы форсажей, стимулирующие развитие отечественного бизнеса.
Ранее сообщалось, что чистая прибыль СИБУРа по МСФО за 2024 год выросла на 16,5% год к году, с 168,5 млрд руб. до 196,4 млрд руб. Отчасти компания связывает это с эффектом курсовых разниц. Выручка СИБУРа увеличилась на 7,7% (1 170 млрд руб. против 1 086 млрд руб. в 2023 году). В компании объяснили это увеличением спроса на полимеры в России. Выручка от продаж на российском рынке выросла на 11%.
mrc.ru