МОСКВА (Маркет Репорт) -- Российский крупный и средний бизнес переживает подъем после прохождения острой фазы пандемии коронавируса, выручка возвращается на докризисные уровни, сообщает РБК со ссылкой на исследование компании Deloitte.
Среди опрошенных 76 финансовых директоров 56% оптимистично оценили финансовые перспективы своих компаний, тогда как уровень пессимизма сократился до 4% — абсолютного минимума за все время наблюдений с начала 2015 года. По сравнению с предыдущим опросом (проводится два раза в год) доля оптимистичных оценок увеличилась с 46%, а доля пессимистичных — сократилась с 21%.
"Можно сказать, что представители российского бизнеса уверены в том, что кризис, вызванный COVID-19, преодолен", — утверждают авторы исследования. "В ходе данного исследования мы выявили ряд тенденций, указывающих на то, что перелом в векторе влияния пандемии на отечественный рынок уже произошел и COVID-19 больше не является ключевым драйвером развития бизнеса в России", — констатировала партнер департамента управления рисками "Делойт" в СНГ Екатерина Трофимова. "Компании успешно адаптировались к высокой степени неопределенности", — говорит она.
Опрос Deloitte проводился преимущественно среди компаний крупного бизнеса (87% респондентов представляют компании с выручкой более 2 млрд руб.), но также было опрошено около десяти компаний среднего бизнеса. Между тем основными пострадавшими в этом кризисе стали представители малого и среднего бизнеса, по которому пришелся основной удар.
Опрос показал, что 82% респондентов ожидают роста доходов в первой половине 2021 года. Это в два раза выше ожиданий второй половины 2020 года (40%). 65% компаний сообщили, что уже вернули уровень выручки на докризисный уровень или превзошли его. Роста операционной прибыли ждут 49% респондентов (против 30% в предыдущем опросе).
Еще одним сигналом положительного перелома на рынке Deloitte считает рост интереса у компаний к найму новых сотрудников: почти 50% респондентов сообщили, что планируют увеличить штат. На фоне пандемии многие компании делают ставку на цифровизацию: она возглавила список приоритетных стратегий для бизнеса (ее назвали 72% респондентов в опросе).
Пандемия принесла целому ряду отраслей сверхдоходы — прежде всего за счет повышения цен, которое в одних случаях было связано с более низким предложением (например, цветная металлургия), в других — с повышенным спросом (например, фармацевтика), говорилось в недавнем исследовании рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР). Для некоторых отраслей пандемия стала трамплином — например, резко выросла популярность онлайн-сервисов по доставке готовой еды, продуктов и прочих товаров повседневного спроса, массовый переход офисных сотрудников на удаленку спровоцировал значительный рост спроса на электронику и оргтехнику, необходимую для организации рабочего места дома.
Компании назвали ключевые факторы риска на 2021 год, и большинство респондентов указали на колебания курсов валют и геополитический риск (по 53%).
Ранее сообщалось, что спрос на полипропилен (ПП) в Таиланде остается низким, поскольку страна еще не смогла взять под контроль пандемию коронавируса. Хотя некоторые местные поставщики сохраняли свои ценовые предложения, некоторые покупатели снизили свои объемы покупки, поскольку продажи конечной продукции остаются невысокими. Ограничения, введенные в связи с COVID-19, на строительных и производственных площадках привели к снижению продаж готовых изделий. Кроме того, некоторые переработчики внедрили превентивные меры на своих предприятиях для защиты своих рабочих, что привело к замедлению производственной деятельности.
Согласно СканПласту компании Маркет Репорт, поставки ПП на российский рынок по итогам первых четырех месяцев года составили 523,9 тыс. тонн, что на 55% больше показателя годом ранее. Выросли поставки гомополимера пропилена (ПП-гомо) и блок-сополимера пропилена (ПП-блок). Предложение же стат-сополимера пропилена (ПП-рандом) сократилось.
MRC