Маркет Репорт -- Грузооборот портов РФ в январе—апреле снизился на 4,3% год к году, до 288,4 млн тонн, сообщает Коммерсант.
Относительно прошлого года не было обработано 12,8 млн тонн грузов. Перевалка наливных грузов сократилась на 5,1% год к году, сухих — на 3,4%. Наиболее серьезные потери грузооборота наблюдались в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ), где обработка грузов год к году сократилась почти на 7 млн тонн в основном за счет угля. В Дальневосточном бассейне показатель снизился на 2,5 млн тонн, в Балтийском — на 2,2 млн тонн, в Арктическом — на 2 млн тонн год к году. В первом квартале грузооборот портов был ниже прошлогоднего на 3,3%.
Основные потери пришлись на порт Тамань, где в условиях ценовых споров угольщиков с ОТЭКО (см. “Ъ” от 12 апреля) перевалка снизилась на 5,7 млн тонн. Еще 1,2 млн тонн угля недогружено в Дальневосточном бассейне, 2,6 млн тонн — в Балтийском бассейне, основные потери пришлись на терминалы Ванино и Усть-Луги. По данным Kpler, морской экспорт угля из РФ в январе—марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, в условиях спада мировых цен.
На 18,5% год к году, до 37,8 млн тонн, сократилась перевалка нефтепродуктов. Основные потери пришлись на Балтийский бассейн и АЧБ, где перевалка снизилась на 5,7 млн и 3,3 млн тонн соответственно.
Виктор Катона из Kpler объясняет падение перевалки и экспорта нефтепродуктов снижением нефтепереработки из-за ремонтов НПЗ, в том числе внеплановых из-за ударов беспилотников, а также действием с марта запрета на экспорт бензина. По его оценкам, по сравнению с обычным весенним циклом переработки мощности НПЗ были недозагружены примерно на 400 тыс. баррелей в сутки. Максим Малков из Kept добавляет, что на перевалке нефтепродуктов в портах также сказалась оптимизация железнодорожных поставок наливных грузов, если учитывать сведения ОАО РЖД.
Перевалка лесных грузов в январе—апреле сократилась на 29,7% год к году, до 621,3 тыс. тонн. Показатель не включает грузы в контейнерах. На Дальнем Востоке, основном маршруте для таких грузов, перевалка снизилась на 21,4%, до 440 тыс. тонн. В Рослесинфорге отмечают, что на экспорте российской древесины сказываются снижение закупок Китаем в первом квартале и осторожная торговая политика стран СНГ, связанная с опасениями вторичных санкций и с колебаниями внутреннего спроса.
Грузооборот металлопродукции в портах, за вычетом грузов в контейнерах, также снижается. Перевалка металлолома в январе—апреле сократилась на 6,9%, черных металлов — на 9% и цветных металлов — на 23,6% год к году. На железной дороге за этот период погрузка лома снизилась на 18%, черных металлов — на 5,3%, руд цветных металлов — на 9,2%. Спад погрузки цветных металлов частично объясняется контейнеризацией. Так, «Норникель», говорит источник “Ъ” в отрасли, экспортирует в контейнерах. Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что переориентация на китайский рынок, скорее всего, идет по железной дороге, так как в стоимости цветных металлов транспортировка занимает не столь значимую долю. Кроме того, это позволяет избежать узкого участка на подъезде к восточным портам.
Перевалка растет у грузов, по которым фиксируется и увеличение железнодорожной погрузки,— удобрений, зерна и грузов в контейнерах. Наибольший прирост показала перевалка удобрений, которая в январе—апреле выросла на 32,3% год к году, до 13,9 млн тонн. В ОАО РЖД сообщили о росте экспорта удобрений по сети за этот период на 20,7%, до 10,7 млн тонн. В Центре ценовых индексов связывают динамику с низкими ценами на удобрения, стимулирующими спрос.
Согласно обзору СканПласт, по итогам 2023 года расчетное потребление полиэтилена (без учета экспорта в Беларусь и Казахстан) составило 3 109,15 тыс. тонн, что на 25% больше показателя за аналогичный период годом ранее. Выросли поставки ПНД и ЛПНП со стороны российских производителей. Поставки полипропилена на российский рынок по итогам 2023 года составили 1 579,31 тыс. тонн (рассчитано по формуле производство + импорт – экспорт и без учета экспорта в Беларусь и Казахстан), что на 12% больше показателя годом ранее.
mrc.ru