МОСКВА (Маркет Репорт) -- Правительство РФ выделит 5,1 трлн руб. на модернизацию пассажирского транспорта, сообщает Коммерсант.
Комплексная программа модернизации пассажирского транспорта до 2030 года обойдется в 5,1 трлн руб, сообщает издание «Коммерсантъ». В ее рамках планируется обновить 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта в 104 городах. Регионы перейдут на регулируемые тарифы и брутто-контракты на перевозку, которые будут частично субсидироваться. Федеральный бюджет может направить на эти цели 750 млрд руб., но распределение этих средств сейчас вызывает активные споры.
Трёхсекционный трамвай модели 71-931М "Витязь-М" "Транспортные системы" в Санкт-Петербурге
Пилотными регионами будут Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Казань, Нижний Новгород, Тверь, Волгоград, Воронеж и Пермь.
Общий бюджет программы до 2030 года составит 5,1 трлн руб., в том числе 2,9 трлн руб. планируется собрать в виде платы за проезд. Еще 1,1 трлн руб. должны найтись в бюджете регионов, 750 млрд руб. — в федеральном бюджете, 370 млрд руб. — внебюджетные инвестиции. В итоге за счет программы бюджеты всех уровней могут получить не менее 1 трлн руб. дополнительных доходов и более 3,3 трлн руб. валовой добавленной стоимости за 25 лет.
Из федерального бюджета 365 млрд руб. пойдет на субсидирование платежей по брутто-контрактам, авансовых платежей по лизингу и платы концедента в рамках концессий, еще 300 млрд руб. — на капитальные гранты для проектов по электротранспорту. Кроме того, 50 млрд руб. пойдут на взносы в уставный капитал ВЭБ.РФ и ГТЛК на выполнение функций «гарантирующего» лизингодателя. ВЭБ также получит 35 млрд руб. на контроль разработки и реализации городских программ и проектное финансирование.
Предполагается, что регионы будут выбирать лизингодателя новой техники на конкурсе, а "гарантирующий лизингодатель" понадобится в городах с низкой инвестиционной привлекательностью — он сможет предлагать льготные условия благодаря полученным госсубсидиям.
В Минтрансе назвали параметры программы актуальными, уточнив, что проект проходит согласование, в частности, с Минфином. Спрос на продукцию отечественного машиностроения в документе оценивается в свыше 50 тыс. штук. В Минтрансе сказали, что ориентировочная потребность в замене парка составляет 2,5 тыс. трамваев, 2,5 тыс. троллейбусов и 33 тыс. автобусов.
Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева отмечает, что, имея долгосрочный гарантированный заказ, производители смогут инвестировать в совершенствование модельного ряда. Регионы же смогут обновлять парк, ориентируясь не на остаток средств в местном бюджете, а на планы развития маршрутной сети и городской застройки.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что в мире подобные программы традиционно являлись одним из драйверов развития машиностроения. В РФ есть значительный отложенный спрос на городской транспорт: из 417 тыс. автобусов более 40% уже нужно менять, а до 2030 года устареет более 80% текущего парка.
Более 57% подвижного состава трамваев старше 25 лет, сказали в ПК "Транспортные системы", при этом более чем на 90% изношена и требует срочной реконструкции инфраструктура наземного городского электрического транспорта: рельсы, контактные сети, дороги, остановки и прочее.
В компании говорят, что помимо обеспечения спроса, необходимо мотивировать производителей совершенствовать существующие модели, указывая в условиях проводимых конкурсов на закупку техники новые стандарты и требования к современным транспортным средствам.
Ранее сообщалось, что автомобильный рынок России, который в июне сократил темпы падения, тем не менее опустился на пятое место в европейском первенстве. Согласно данным, полученным агентством Автостат в национальных ассоциациях автопроизводителей Европы, лидером по реализации автомобилей в июне стала Франция, где было продано 233 820 машин (+1,2%). Таким образом, положительный результат зафиксирован впервые после пяти месяцев падения спроса. Второе место заняла Германия с показателем 220 272 проданных автомобиля (-32,3%).
MRC