МОСКВА (Маркет Репорт) -- По итогам принятых в ноябре поправок к Налоговому кодексу российские автоконцерны-экспортеры фактически получили новые льготы, рассказал "Коммерсанту" источник на рынке и подтвердили в Российском экспортном центре (РЭЦ).
Раньше производителей должны были выбирать: либо обнуление НДС и акциза при поставках за рубеж, либо освобождение от таможенных пошлин и налогов на ввозимые импортные компоненты под экспорт. Теперь экспортеры могут пользоваться обеими льготами. Глава РЭЦ Петр Фрадков рассказал изданию, что с инициативой по изменению правил в центр обратились производители, обновленный механизм станет "серьезным вкладом в развитие экспорта".
Продвижение автоэкспорта стало одной из приоритетных задачей государства в рамках поддержки российского авторынка на фоне его резкого падения (в 2015 году - на 36%, до 1,6 млн машин, в 2014 году - на 10%, до 2,5 млн машин). После девальвации рубля в конце 2015 года правительство заявило, что необходимо этим пользоваться, наращивая экспорт. Так, в 2016 году глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что к 2020 году экспорт должен занимать четверть от производства автомобилей (в начале 2016 года составлял 7,7%), но эксперты полагали: с учетом нынешних экспортных объемов и планов концернов это почти невозможно.
По данным РЭЦ, за январь - сентябрь экспорт автомобилей вырос на 26%, до 75 тыс. машин. Наибольший рост - по легковым машинам, а большая часть поставок пришлась на СНГ (59%) и страны Восточной Европы (29%), говорят в РЭЦ. При этом впервые за 15 лет были поставки в страны Залива (Renault поставила туда более 2,6 тыс. собранных в РФ Duster). АвтоВАЗ за три квартала нарастил экспорт на 61,6%, до 18,2 тыс. машин, Соллерс в этом году намерен увеличить поставки за рубеж на 5%, до 7 тыс. автомобилей. У КамАЗа экспорт упал за январь - сентябрь на 8%, до 3,05 тыс. грузовиков (за год концерн планировал поставить за рубеж около 5,6 тыс. машин).
Сами автоконцерны пока обновленные условия экспорта комментируют неохотно и всегда готовы просить больше. В группе ГАЗ, например, отметили, что в поддержке экспорта не хватает субсидий на затраты на подготовку производства техники под требования зарубежных рынков (как в России, так и за рубежом).
"Сейчас финансируется НИОКР на экспортные модификации, это очень значимая поддержка, но подготовка производства занимает большую часть затрат", - замечают в концерне. Также в группе хотели бы поддержки развития сети сервисного обслуживания в экспортных странах.
По данным РЭЦ, на поддержку транспортировки (на экспорт до границы) по итогам года концернам будет выделено 2 млрд руб., на сертификацию и омологацию до конца года - около 1,5 млрд руб., на выставочную деятельность - 128 млн руб. В 2016 году объем господдержки экспорта составил 2,1 млрд руб. В сентябре Петр Фрадков сообщал: в 2018 году запланированы субсидии под создание сервисных центров за рубежом.
Ранее отмечалось, что продажи легковых автомобилей в России по итогам 2016 года сократились на 11% по сравнению с предыдущим годом - до 1,42 млн штук, заявил Йорг Шрайбер на конференции 12 января 2017 года. "Это худший год", - тогда отметил он. По мнению Й.Шрайбера, в 2017 году продажи автомобилей вырастут на 4% - до 1,48 млн штук.
Как сообщала компания Маркет Репорт, согласно последнему прогнозу PwC, восстановление российского авторынка до уровня 2012 года произойдет лишь к 2022 году. По базовому сценарию в 2016 году продажи автомобилей находились примерно на уровне 1,3 млн машин, по оптимистическому - на уровне 1,4 млн.
MRC