Маркет Репорт -- Химическая индустрия в 2024 году стала одной из самых быстрорастущих отраслей промышленности в России, сообщает Коммерсант.
Российская химическая отрасль смогла оперативно адаптироваться к санкционным ограничениям и вернуться к росту объемов производства: по данным Росстата, в первом полугодии оно увеличилось на 5,6% в секторе химических веществ и на 4,2% в секторе пластмасс и резиновых изделий.
Оценки ситуации в отрасли со стороны ее участников становятся все более благоприятными. Предпринимательская уверенность руководителей химических предприятий по итогам первого полугодия находится на максимально высоком уровне как минимум с 2014 года, следует из данных Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Инвестиционная активность тоже увеличивается. "Наблюдается серьезная активизация проработки химических проектов,— говорит управляющий директор консалтинговой компании "Имплемента" Дмитрий Акишин.— Причем это в основном малотоннажные проекты, которые стали развиваться благодаря появлению новых рынков сбыта. Их количество кратно увеличилось по сравнению с тем, что было еще три года назад".
Главным фактором, который способствует росту деловой активности, стала потребность в импортозамещении и создании в России собственных технологических цепочек по специальной химии.
По оценкам ИСИЭЗ, руководители 38% предприятий отмечают ускорение динамики импортозамещения по итогам 2023 года. При этом 70% опрошенных руководителей назвали НИОКР драйвером развития их производств и отрасли в целом.
Одновременно российские химические предприятия в целом научились лучше работать в условиях санкционных ограничений. Так, по результатам опроса, 38% руководителей предприятий считают, что влияние санкций на них снизилось и стало менее значимым по сравнению с 2022–2023 годами. В то же время для 40% предприятий санкции остаются веским лимитирующим фактором инвестиционной активности и развития производства.
Эксперты отмечают, что необходимой предпосылкой для текущего развития было выживание отрасли в 2022 году. Тогда компании одновременно столкнулись и с ограничениями в поставках необходимых химических компонентов, оборудования и технологий, и со сложностями в экспорте своей продукции: привычные западные рынки стали во многом недоступны, а ниши на рынках Азии только предстояло занять.
Как и в машиностроении, в химической отрасли в самом уязвимом положении оказались игроки с наиболее сложными технологическими цепочками: производители спецхимии, пластиков и каучуков. И очевидно, что в такой ситуации более крупным игрокам оказалось проще противостоять кризису, а также мобилизовать ресурсы для продолжения инвестиций и импортозамещения. Фактически мажоритарии рынка стали точкой опоры для других участников. Прежде всего речь идет о СИБУРе, который в конце 2021 года провел слияние с основными нефтехимическими активами ТАИФа в Татарстане. В 2023 году на объединенную компанию пришлось около 30% всей созданной в химической отрасли добавленной стоимости.
Ранее сообщалось, что производство полимеров в 2023 году выросло на 3,1%, примерно до 7,3 млн тонн. При этом спрос вырос на 9% и был покрыт в основном перенаправлением экспортных объемов на внутренний рынок. Наибольшие с точки зрения объемов сектора применения полимеров — это упаковка и строительные материалы, а крупнейшие потребители — ЖКХ и автодорожное строительство.
mrc.ru