МОСКВА (Маркет Репорт) -- Российский парк Lada сократился с июля 2014 года по июль 2015 года на 0,7% до 13,86 млн шт., хотя общее количество зарегистрированных в стране легковых машин выросло на 2% до 40,9 млн шт., гласят данные "Автостата".
До этого парк Lada рос. Доля марки в общем парке за год снизилась почти на 1 п. п. до 33,9%.
Тренд изменился из-за упавшего спроса, объясняет исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов: текущие продажи Lada не компенсируют выбытие машин этой марки из-за устаревания, аварий и проч. В 2014 году в России было продано 387 307 Lada (минус 15%), за восемь месяцев – 181 804 шт. (минус 26%), по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Парк всех иномарок, входящих в топ-20, несмотря на сокращение рынка (в январе – августе упал на треть), продолжил расти. Их в стране гораздо меньше, чем Lada, и продажи иномарок превышают выбытие, комментирует С. Удалов. К примеру, парк Toyota, занимающий в России по размеру второе место, составляет 3,67 млн шт. (+5,2%), а находящийся на третьем месте парк Nissan – 1,89 млн шт. (+8,2%).
Еще одна причина сокращения парка Lada – эффект госпрограммы обновления парка, говорит С. Удалов. Она стартовала в сентябре 2014 году и затем несколько раз продлевалась. При обмене (trade-in) и сдаче старой машины в утилизацию можно получить скидку от 40 000–50 000 руб. (на легковые машины) до 350 тыс. руб. (грузовики и автобусы). В 2015 году на программу предусмотрено 20 млрд руб., автоконцерны просят ее расширить в текущем году, а также продлить на 2016 году.
По госпрограмме в утилизацию в основном сдаются старые Lada, подтверждает топ-менеджер одной из мультибрендовых дилерских компаний. Причем они поддерживают продажи не только Lada, но и других марок, добавляет он: по условиям программы бренд машины не имеет значения. За восемь месяцев по госпрограмме было продано 228 682 автомобиля, 44,5% из них – по схеме утилизации, по данным Минпромторга.
Сколько было сдано в утилизацию Lada, представитель министерства не сказал. Похожая программа действовала в России и в 2010–2011 годах, скидки были на том же уровне, но это не привело к сокращению парка Lada. Тогда и продажи марки росли (в 2010 году – на 48%, в 2011 году – на 11%, по данным АЕБ), и старые Lada стоили на вторичном рынке заметно больше 50 тыс. руб., в итоге в утилизацию сдавалось больше "Москвичей", "Запорожцев" и проч., поясняет Удалов. По его прогнозу, в 2016 году парк Lada продолжит сокращаться, если государство продлит программу обновления парка, а затем начнет расти по мере восстановления рынка.
Как сообщала Маркет Репорт ранее, на днях группа "АвтоВАЗ" начала серийное производство LADA Vesta на сборочной площадке LADA Ижевск. Старт продаж автомобиля Lada Vesta намечен на 25 ноября.
MRC