МОСКВА (Маркет Репорт) -- Производители ПЭ-пакетов ощутили падение спроса и опасаются потерять бизнес, сообщает Коммерсант.
Производители пластиковых пакетов, объем рынка которых превышает 60 млрд руб. в год, уже ощутили падение спроса и опасаются потерять до половины бизнеса. Выход они видят в первую очередь в развитии утилизации пластика в стране и более активном использовании вторичного сырья.
По подсчетам ООН, ежегодно в мире появляется более 300 млн тонн пластиковых отходов. Экологи связывают проблему прежде всего с распространением различных видов одноразовой пластиковой упаковки, включая пакеты и пищевые пленки.
Хотя российские торговые сети признают, что пока не могут полностью отказаться от этого вида упаковки, они начали постепенно сокращать ее использование. Так, сегодня почти все крупные игроки перестали выдавать на кассе бесплатный полиэтилен и все активнее предлагают альтернативы.
Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров связывает стремление российского ритейла снижать оборот пластиковых пакетов с изменением запросов покупателей. Российские потребители демонстрируют нацеленность на здоровый образ жизни и с большим вниманием относятся к социальной и экологической ответственности торговых сетей, поясняет он. Прежде всего речь идет о молодой платежеспособной и потенциально наиболее интересной ритейлу аудитории, борьба за которую особенно обострилась на фоне общего усиления конкуренции между игроками.
В X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") говорят, что не раздают бесплатно пластиковые пакеты на кассе в магазинах, что позволяет снижать объем потребления одноразовой упаковки. В результате, по словам представителя компании, в 2018 году только каждая четвертая покупка товаров сопровождалась покупкой одноразового пакета. В качестве альтернативы X5 предлагает многоразовые сумки, которых за прошлый год было продано около 3 млн штук, и в некоторых регионах бумажные пакеты.
Тем не менее в вопросе борьбы с пластиком Россия все еще существенно отстает от западных стран. К примеру, сеть Countdown из Новой Зеландии (управляет около 180 супермаркетами) полностью отказалась от использования пластиковых пакетов. Немецкая сеть Edeka отказалась от пластиковой упаковки органических фруктов и овощей, британская Iceland начала продавать на развес овощи и фрукты дешевле, чем упакованные, и обещает к 2023 году убрать пластиковую упаковку из всех товаров под собственным брендом.
Ситуация выглядит угрожающей для производителей пластиковой упаковки. Однако, несмотря на инициативы ритейлеров и настроение покупателей, пока масштабного обвала на их рынке не наблюдается.
Директор новосибирской компании "Нео-Пак" (по собственным данным, в 2016 году выпустило около 65 млн пакетов) Александр Ладан отмечает, что точных данных по объему продаж в России ПЭ пакетов нет. В целом, говорит он, в 2018 году объем производства полимерной тары и упаковки в стране вырос примерно на 6,9%, до 110 млрд штук.
Объем производства всех пластиковых мешков и сумок, включая одноразовые пакеты, в России в 2018 году может быть на уровне 41,7 млрд штук. Исходя из средней цены 1,5 руб. за штуку, оборот рынка можно оценить примерно в 62,55 млрд руб.
Представитель сети Globus признает, что полностью отказаться от пластиковых пакетов сегодня компания пока не может. В российских сетях пластиковый пакет все еще самый продаваемый товар в натуральном выражении, говорит Михаил Бурмистров. По его словам, полный переход на многоразовые сумки, которые покупают существенно реже одноразовых пакетов, может грозить сетям не только падением продаж, но и ростом издержек на хранение такой упаковки.
Александр Ладан подчеркивает, что спрос на такую упаковку в России уже начал снижаться. По его оценкам, потребление пластиковых пакетов в России в 2017–2018 годах сократилось примерно на 6%.
Тенденция отказа сетей от такой упаковки затрагивает, как правило, тонкие пакеты типа «майка», уточняет коммерческий директор нижегородской ТИКО-Пластик Елена Лощилова. По ее словам, компания прекратила производство таких пакетов еще в 2015 году и с тех пор развивается за счет новых направлений и каналов продаж.
В СИБУРе согласны, что проблема с утилизацией пластиковых отходов, в том числе и пакетов, во многом связана с недостаточным развитием инфраструктуры сбора и переработки отходов. Кроме того, заключает представитель СИБУРа, для снижения уровня пластиковых отходов стоит проработать вопрос повышения требований прочности пакета для перевода его во многоразовое использование.
Ранее сообщалось, что по данным ООН, около 80 стран уже ввели запрет на одноразовые пакеты. В октябре прошлого года Европарламент, в рамках борьбы с загрязнением мирового океана, проголосовал за запрет изделий одноразового использования из пластика - одноразовой посуды, соломинок для питья, тонких пластиковых пакетов и других.
MRC