МОСКВА (Маркет Репорт) -- В капитале Роснефти, где незначительной долей уже владеет CNPC, может появиться еще одна китайская госкомпания — Huarong, сообщает Коммерсант.
Она вошла в капитал CEFC, пытающейся купить у СП QIA и Glencore 14,2% акций Роснефти. По мнению экспертов, появление Huarong поможет решить затянувшиеся проблемы с финансированием этой сделки.
Китайская госкомпания China Huarong Asset Management Co приобрела 36,2% в CEFC Hainan, которая покупает 14,2% акций Роснефти у консорциума катарского QIA и Glencore. Сумма сделки не раскрывается, но уставный капитал CEFC Hainan после вхождения Huarong увеличился на 9,6 млрд юаней (около USD1,5 млрд). Huarong вложилась в структуру CEFC в декабре 2017 года и в феврале 2018 года.
О приобретении 14,2% акций Роснефти китайской CEFC у консорциума QIA и Glencore (с конца 2016 года владеют 19,5% акций нефтекомпании) стало известно в сентябре 2017 года. Предполагалось, что EUR5 млрд из USD9,1 млрд CEFC получит от ВТБ, остальное — из иных источников, но сроки сделки неоднократно сдвигались из-за нехватки финансирования. В ВТБ заявляли, что кредитная линия для CEFC открыта, но средства не выбраны. Косвенно на финансовые проблемы CEFC может указывать срыв сделки по созданию трейдера на местном рынке. За 40% в СП с Wuchan Zhongda Group CEFC так и не оплатила USD63 млн, хотя основная специализация компании — именно трейдинговый бизнес. В частности, с прошлого года у CEFC действует пятилетний контракт с «Роснефтью» о поставке 60,8 млн т нефти.
Малоизвестная CEFC превратилась в крупный конгломерат благодаря средствам госбанков Китая, которые обычно недоступны для частных игроков. Такие привилегии указывали на близость к властям КНР, однако на прошлой неделе в китайских СМИ появились сообщения о задержании по подозрению в коррупции основателя CEFC Е Цзяньмина. В самой CEFC это отрицали.
China Huarong Asset Management Co.— одна из четырех компаний, созданных правительством Китая в ноябре 1999 года для очистки госбанков от «плохих» активов. Она оказывает финансовые услуги, управляет активами (в том числе проблемными) и инвестициями. На начало 2017 года Huarong была крупнейшей управляющей компанией Китая с активами в USD225 млрд (рост на 62,9%). Чистые активы составляли USD24 млрд (рост на 26,3%). По итогам первого полугодия 2017 года чистая прибыль составила USD2,6 млрд (рост на 27,7%), выручка — USD9,7 млрд.
Китайские компании нечасто входят в капитал российских. Одна из последних сделок также имела отношение к Роснефти: в июне 2017 года нефтекомпания продала Beijing Gas 20% в "Верхнечонскнефтегазе" за USD1 млрд. Получение китайской госкомпанией доли в самой Роснефти, вероятно, укрепит стратегическое сотрудничество между государствами, что в принципе и предполагалось исходно при приватизации Роснефти, считает Андрей Полищук из Райффайзенбанка. Другой китайский партнер Роснефти — CNPC — с IPO 2006 года владеет 0,6% акций и рассматривал участие в приватизации.
Роснефть является крупнейшей в мире публичной нефтяной компанией. На компанию приходится около 5% от общемировой нефтедобычи, а ее доказанные запасы по международной категории превысят 5 млрд. тонн нефтяного эквивалента. В структуру Роснефти входит Ангарский Завод Полимеров, Лисичанский НПЗ после приобретения ТНК-ВР и Уфаоргсинтез (входит в структуру Башнефти) после закрытия сделки по покупке Башнефти 12 октября 2016 года.
MRC