Январь 25 (akm.ru) -- По сообщению ряда информагентств, Минфин РФ рассматривает возможность замены НДПИ и экспортной пошлины на нефть налогом на добавочный доход (НДД). По словам одного из его руководителей, необходимо стремиться к налогообложению добавочного дохода, которое будет универсальным для всех месторождений и регионов, будет налогообложением ренты, прибыли, разницы между доходами и расходами.
При действующей системе налогообложения увеличение нефтяных цен на $1 за баррель приносит российским нефтяным компаниям в сегменте разведка и добыча маржинальный доход не превышающий $0.13. Остальная часть изымается государством в виде налогов (прежде всего экспортной пошлины, доля которой в общей налоговой нагрузке составляет примерно 60 %, и НДПИ - доля около 25 %). Как следствие, дискуссии относительно возможного изменения налогового режима в нефтедобывающем сегменте являются крайне актуальными для российских ВИНКов. Однако мы сомневаемся в скорой реализации идеи замены НДПИ и экспортной пошлины налогом на дополнительные доходы (подобные инициативы обсуждается уже более 10 лет) по причинам экономического и административного характера.
Во-первых, введение НДД может снизить необходимость совершенствования системы управления затратами, и те компании, уровень удельных издержек которых является достаточно низким, потеряют стимулы для сохранения эффективного контроля над себестоимостью. Так, если изъятие НДД будет проводиться исходя из разницы между доходами и расходами, то Роснефть, уровень удельных издержек на добычу которой не превышает $2.5 за баррель (самый низкий показатель среди российских ВИНКов), станет платить больше налогов, чем Газпром нефть, затраты на баррель добычи которой находятся на уровне около $6 за баррель.
Во-вторых, снижение экспортной пошлины способно привести к увеличению цены экспортного паритета и, соответственно, росту нефтяных цен на внутреннем рынке. А это в свою очередь способно привести либо к дальнейшему повышению цен на нефтепродукты внутри РФ, либо к снижению маржи переработки. При этом компаниям будет выгодно экспортировать нефть, а основными пострадавшими могут стать компании с высоким соотношением добыча/переработка (Газпром нефть, ЛУКОЙЛ).
В-третьих, применение НДД практически никак не решит проблему справедливого налогообложения действующих месторождений: уровень расходов на добычу зависит не только от уровня сложности горно-геологических условий разработки лицензионных участков, но и от эффективности производственного менеджмента. Как следствие, мы полагаем, что проблема объективной оценки условий добычи может быть решена не введением НДД, а дальнейшей дифференциацией НДПИ (в частности, следует учитывать не только уровень выработанности месторождений, но и ряд других параметров, например, обводненность).
Прошлогодняя встреча премьер-министра Владимира Путина с нефтяниками в Киришах, в ходе которой были сделаны некоторые послабления по налоговой нагрузке на отрасль, была позитивно воспринята инвесторами. Однако мы полагаем, что возврат к идее НДД не вызовет какой-либо значительной реакции рынка. Куда более важным представляется вопрос со сроком действия льгот на восточносибирские месторождения (сейчас они продлеваются на ежемесячной основе, что создает значительные риски неопределенности), а также общее снижение налоговой нагрузки на сектор (например, за счет дальнейшей оптимизации НДПИ).