Маркет Репорт -- Восемь стран ОПЕК+ (Россия, Саудовская Аравия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Кувейт, Оман и Алжир) с начала 2024 года добровольно сокращали добычу нефти суммарно на 2,2 млн баррелей в сутки (б/с) для балансировки нефтяного рынка, сообщает ТАСС.
Это решение позволило длительное время удерживать цену нефти марки Brent в диапазоне USD70–80 за баррель. На фоне весьма успешного контроля за ситуацией на рынке нефти министр энергетики и инфраструктуры ОАЭ Сухейль аль-Мазруи даже назвал восемь стран ОПЕК+, участвующих в добровольных ограничениях добычи, "великолепной восьмеркой".
Однако в 2025 году ситуация кардинально изменилась. На нефтяной рынок начали оказывать давление тарифные войны, развязанные президентом США Дональдом Трампом, а также менее оптимистичные прогнозы относительно роста спроса на нефть. Многие аналитики, в том числе и эксперты Международного энергетического агентства (МЭА), сообщили о том, что ожидают ближе к концу этого года превышения предложения нефти над спросом.
В этих условиях с апреля 2025 года "восьмерка" ОПЕК+ все же начала постепенно возвращать на рынок сокращенные баррели. И если в апреле ОПЕК+ двигался по изначальному согласованному плану (рост добычи на 135 тыс. б/с), то уже в мае и июне предусмотрено ускоренное увеличение производства на 411 тыс. б/с, что, как отмечается в заявлении ОПЕК, соответствует трехмесячному плану по наращиванию добычи.
По подсчетам ТАСС, в июне на нефтяной рынок может вернуться уже более 40% (960 тыс. б/с) от общего объема сокращенной добычи нефти ОПЕК+. Страны альянса, обосновывая свое решение, отмечали устойчивые фундаментальные факторы на рынке нефти и низкий уровень мировых запасов. А вице-премьер РФ Александр Новак на встрече "восьмерки" 3 мая заявил, что ведущие страны ОПЕК+ могут добывать еще больше нефти, но пока сдерживаются.
Эксперты, опрошенные ТАСС, единогласны во мнении, что своими действиями ОПЕК+ старается вернуть утраченные во время добровольных сокращений позиции на нефтяном рынке. И им это выгодно, даже несмотря на текущий период снижения цен.
Агентство Reuters утверждало, что именно раздражение от действий нарушителей сделки ОПЕК+ стало причиной резких действий по увеличению добычи нефти. Эксперты с этим не согласны. В частности, директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев не считает версию о наказании "строптивых" участников ОПЕК+ убедительной. "Попытка свести все к примитивной логике "себе наврежу, но другим досажу" игнорирует тот факт, что ОПЕК+ в действительности устроен сложнее. На мой взгляд, плановый рост добычи направлен не против стран, превышающих квоты, а скорее, напротив, узаконивает эти превышения. ОПЕК+ пытается сохранить дисциплину в своих рядах двумя путями: "кнутом" — в виде весьма необычного механизма компенсаций за ретроспективное превышение добычи и "пряником" — в виде увеличения квоты до реальных добычных потребностей стран-участниц".
Белогорьев также предполагает, что страны ОПЕК+ понимают неизбежность избытка предложения на рынке нефти и действуют на опережение, пытаясь занять дополнительные ниши на рынке. "Одновременно они пользуются моментом рыночной неопределенности, связанной с торговыми войнами Дональда Трампа: текущее снижение цен по-прежнему можно списать прежде всего на резкие и хаотичные шаги США, ставящие под удар темпы роста спроса на нефть", — резюмирует он.
mrc.ru