Маркет Репорт -- Крупнейшие нефтяные компании в ушедшем году значительно снизили свои инвестиции в зеленую энергетику и намерены сосредоточиться на традиционных видах топлива, спрос на которое будет расти, сообщает Reuters.
К тому же, вложив значительные средства в переход к чистой энергии, европейские энергетические компании вдруг обнаружили, что по стоимости акций они сильно отстают от своих американских конкурентов ExxonMobil и Chevron, которые сфокусировались на нефти и газе.
Так, британский нефтяной гигант BP в начале декабря объявил, что выделяет свой бизнес ветровой энергетики в отдельную офшорную компанию, совместную с японской Jera. СП с равными долями собственников планирует стать одним из крупнейших в мире предприятий с потенциальной чистой генерирующей мощностью 13 ГВт. Общий объем инвестиций оценивается в USD5,8 млрд, из которых BP вложит USD3,25 млрд. Эта новость свидетельствует о резком снижении интереса BP к низкоуглеродным технологиям, ведь раньше британская корпорация заявляла, что с 2023 по 2030 год она намерена инвестировать в офшорную ветроэнергетику около USD10 млрд.
Более того, компания выставила на продажу BP Wind Energy, которая владеет долями в 10 проектах ветроэнергетики на суше в семи штатах США совокупной генерирующей мощностью 1,3 ГВТ; а также солнечную электростанцию в Италии мощностью 294 МВт. Также, по данным Reuters, BP остановила 18 водородных проектов. Офис компании в Лондоне сократил свою «водородную» команду более чем наполовину, до 40 сотрудников. С тех пор как в январе 2024 года новым генеральным директором BP стал Мюррей Окинклосс, BP заметно умерила свой экологический пыл и планирует вложить миллиарды долларов в новые нефтегазовые разработки, в том числе в месторождения Kaskida, Tiber и Gila в Мексиканском заливе, а также в проекты на Ближнем Востоке.
Одновременно другая британская корпорация — Shell — заявила о намерении остановить инвестиции в проекты офшорной ветроэнергетики. К тому же Shell ищет покупателей на приобретенную ею в 2020 году австралийскую компанию Select Carbon, специализирующуюся на сельскохозяйственных проектах с низким углеродным следом.
Норвежская Equinor в ноябре сообщила, что на 20% сокращает персонал в своем подразделении возобновляемой энергии. Ранее Equinor отказалась от проектов в области морской ветроэнергетики во Вьетнаме, Испании, Португалии и Франции.
Консалтинговое агентство Accela Research подсчитало, что в 2024 году BP, Shell и Equinor сократили свои расходы на низкоуглеродные технологии на 8%. И даже французская TotalEnergies, которая по-прежнему считается приверженцем экологических решений, в ноябре передумала участвовать в тендере на строительство ветряной электростанции в Нью-Йорке, ссылаясь на политическую неопределенность после американских президентских выборов. Трамп, напомним, обещал исключить США из глобальной борьбы с изменением климата.
Американская ExxonMobil в 2021 году тоже едва не стала жертвой энергетического перехода из-за своего инвестора хедж-фонда Engine №?1, который пытался добиться изменения стратегии развития компании в сторону диверсификации и постепенного отказа от ископаемого топлива. Однако исполнительный директор ExxonMobil Даррен Вудс остался верен курсу на нефть и газ.
Пока британские компании сокращали добычу нефти, Exxon, напротив, наращивала производство на 6% в год. В 2020 году Shell и BP вдвое сократили свои годовые дивиденды — до USD7 и USD4,3 млрд долларов соответственно; в то время как Exxon сохранила распределение среди инвесторов на уровне USD15 млрд. Выручка у всех трех компаний в ковидный год падала: у Shell — на 48%, до USD183,2 млрд, у BP — на 35%, до 180,4 млрд долларов, у Exxon — на 31,5%, до USD181,5 млрд.
Если Shell в 2023 году около 20% своих денежных капитальных затрат инвестировала в низкоуглеродные активы, то Exxon потратила лишь около 2%. Такая политика привела к тому, что стоимость акций Exxon за три года более чем удвоилась и продолжает расти, за 2024 год — на 8,49%.
mrc.ru