Маркет Репорт -- В России обострилась проблема с нехваткой контейнеров для перевозки грузов, в том числе химических, включая специализированную тару, сообщает Rupec.
Проблема фиксировалась, начиная с 2022 года. Но в этот раз многие транспортники говорят о настоящем коллапсе.
Так, производители сжиженных углеводородных газов (СУГ) с начала года не смогли отгрузить более 50 тыс. тонн продукции из-за того, что им перестало хватать цистерн-вагонов. Еще в марте на проблему вице-премьеру Александру Новаку жаловались главы "Лукойла", "Газпром нефти", "Татнефти" и "Новатэка". Они отмечали, что рост оборота на железнодорожной сети, высокие списания и низкие закупки не позволяют обеспечить стабильное обеспечение цистернами предприятий. Тогда Минпромторг оценивал дефицит цистерн для СУГ в России в 3,6 тыс. единиц. По сроку службы в 2024–2027 годах должны списать 2,6 тыс. цистерн. Если закупать в этот период от 1 до 2 тыс. цистерн в год, то их прогнозируемый дефицит к 2027 году увеличится до 8 тыс.
В России появляются новые проекты по производству цистерн. Кроме того, сейчас операторы добиваются от производителей цистерн строительства 1,5 тыс. единиц уже в текущем году. Однако те готовы выполнить заказ только в 2025–2026 годах.
Аналитики Центра экономического прогнозирования ГПБ отмечают проблему и с контейнерами, но обратную – в стране наблюдается их переизбыток. С начала 2023 года в Россию через порты и по железной дороге было импортировано на 530 тыс. контейнеров (в двадцатифутовом эквиваленте) больше, чем вывезено из страны. Некоторая часть пустующих контейнеров вывозится из транспортно-логистического центра (ТЛЦ) на хранение, продается или сдается на металл. Но большая часть оборудования остается на складах и ограничивает возможности обработки грузов.
По мнению ЦЭП ГПБ, контейнерная проблема является одной из причин снижения импорта в РФ со стороны Китая. С начала весны поставки из Китая в Россию заметно снизились: в марте импорт упал на 15,7% относительно марта прошлого года в стоимостном выражении, а в апреле – на 13,6%. Одним из факторов падения объемов импорта является обострение дефицита контейнеров в КНР для отправки грузов в Россию из-за дисбаланса экспортных и импортных потоков (второй значительно больше). После введения ограничений на формирование контейнерных поездов из Центральной России в восточном направлении, контейнерам стало все тяжелее вернуться обратно в Китай.
Это не первый контейнерный кризис за последние 5 лет, связанный с поставками из Китая. Первый действительно глобальный кризис с тарой назрел в период пандемии и продолжался даже после снятия многих ограничений. Если коротко, то его вызвали ограничения задержки международных перевозок, последующие блокировки судов в портах (преимущественно американских) и огромное количество оставленных контейнеров из-за убыточности их порожней перевозки обратно в Китай. Тот кризис повлиял на сроки и стоимость логистических услуг по всему миру.
Ранее сообщалось, что Минпромторг не поддержал предложения Союза переработчиков пластмасс (СПП) об отмене антидемпинговой пошлины в 20% на полиэтилен из Узбекистана и обнулении ввозных пошлин на все полимеры. В ведомстве пояснили, что антидемпинговая пошлина на продукцию из Узбекистана обоснована и работает в комплексе решений, выработанных для развития производства синтетических материалов и конечной продукции. Обнуляются пошлины только для тех марок, производство которых в России отсутствует.
mrc.ru